Руководство Самарского облизбиркома в лице Вадима Михеева вняло претензиям главы Центризбиркома РФ Эллы Панфиловой, назвавшей область неблагополучным регионом из-за административного ресурса. Изучив постановление ЦИК по поводу нарушений избирательных прав граждан Мособлизбиркомом и сопоставив их с ситуацией в регионе, ведомство Михеева «выявило ряд тенденций, «которые могут отрицательно отразиться на легитимности результатов выборов и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в Самарской области, создав предпосылки для применения «административного ресурса», сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Памфилова: Глава Мособлизбиркома Вильданов подал в отставку

На пресс-конференции Вадим Михеев доложил о принятом облизбиркомом постановлении «О мерах по преодолению негативных тенденций, которые могут отрицательно отразиться на легитимности избирательных кампаний, назначенных на 18 сентября 2016 года, и дестабилизировать общественно-политическую ситуацию на территории Самарской области».

В основе документа — рассмотрение претензий, высказываемых в разное время представителями избирательных объединений, анализ основных аспектов прошедших за последние годы. Как выяснилось, у руководства облизбиркома «вызывает опасение возможность отказов в регистрации кандидатов, исключения из заверенных списков кандидатов при проведении выборов депутатов Самарской губернской думы шестого созыва.

В документе указывается, что «в Самарской области широкое распространение получила практика адресной доставки избирателям агитационных печатных материалов, изготовленных в период избирательной кампании по досрочным выборам губернатора Самарской области, прошедшим 14 сентября 2014 года, за счет средств избирательного фонда зарегистрированного кандидата — главы области Николая Меркушкина, а также во время избирательных кампаний по выборам депутатов районных советов Самары 13 сентября 2015-го — за счет средств реготделения «Единой России».

Читайте также: Глава Самарской области набрал на губернаторских выборах 91,38% голосов

А также: В аппарате Николая Меркушкина открестились от «команды губернатора»

«Данные агитационные материалы представляли собой письма, адресованные лично каждому избирателю, с указанием имени и отчества избирателя и адреса его места жительства», — говорится в постановлении облизбиркома. — Проверка жалоб электората показала, что требования избирательного законодательства при изготовлении и распространении агитационных материалов формально соблюдены, однако сомнения вызывало использование персональных данных избирателей».

«Адресный характер распространения данных агитационных материалов с указанием персональных данных избирателей имеет негативный резонанс со стороны институтов гражданского общества, усматривающих косвенные свидетельства давления на избирателей», — констатирует ведомство Михеева.

«Кроме того, в период проведения в Самарской области избирательных кампаний большое распространение приобретает реализация различных проектов по работе органов исполнительной власти с населением, направленная на информирование жителей об их деятельности и получение обратной связи о степени удовлетворенности населения результатами этой деятельности, такие как проект «На связи с Губернатором». Формально реализация данных проектов не связана напрямую с проводимыми в Самарской области избирательными кампаниями, однако обращает на себя внимание тот факт, что особая активизация их реализации, как правило, приходится на период проведения крупных избирательных кампаний, что институтами гражданского общества воспринимается как агитационная деятельность в пользу тех или иных кандидатов, избирательных объединений», — отмечает Самарский облизбирком.

«Анализ проведения избирательных кампаний, в ходе которых применялся институт досрочного голосования, позволяет сделать вывод, что досрочное голосование может использоваться как площадка для различного рода злоупотреблений, — отмечено в постановлении. — После долгой паузы институт досрочного голосования впервые был применен на досрочных выборах губернатора Самарской области в 2014 году. В период досрочного голосования стали поступать обращения от граждан, большая часть из которых, анонимного характера, о принуждении их к досрочному голосованию без уважительных причин со стороны руководства учреждений и предприятий по месту работы. Данные факты стали активно обсуждаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

«В среднем по Самарской области количество досрочно проголосовавших избирателей составило более 14% от общего количества избирателей, принявших участие в голосовании. Наибольшая активность граждан, проголосовавших досрочно, наблюдалась в период проведения досрочного голосования в помещениях ТИК. По некоторым ТИК явка избирателей на досрочное голосование доходила до 20%», — указано в документе.

По словам Вадима Михеева, в постановлении изучены основные и наиболее часто повторяющиеся причины поступающих в период избирательных кампаний жалоб от участников избирательного процесса, большое число которых относится к категории информационных споров и затрагивает вопросы активного освещения в период избирательных кампаний деятельности действующих должностных лиц, являющихся одновременно кандидатами. Систематическое освещение представителями средств массовой информации в период избирательных кампаний профессиональной деятельности одних и тех же должностных лиц, особенно по весьма условным информационным поводам, может восприниматься избирателями как создание заведомых преимуществ в избрании кандидата, являющегося должностным лицом, путем чрезмерно активного информирования избирателей о его деятельности.

Всестороннему анализу подверглись и территориальные избирательные комиссии, как предыдущих составов, так и сформированные в 2015—2016 годах. Процент членов комиссий, сформированных в 2010—2011 годах, основным местом работы которых являлись администрации муниципальных районов и городских округов, представительные органы муниципальных образований и иные органы местного самоуправления, составлял примерно 30%. Во вновь сформированных территориальных избирательных комиссиях эта цифра составила 25,8%.

Читайте также: Выборы в Самарскую губернскую думу — 2016: новые округа и смешанная система

В постановлении проанализированы претензии по отношению к председателям отдельных территориальных избирательных комиссий, на действия которых неоднократно поступали жалобы от жителей региона и представителей избирательных объединений. В ближайшее время это станет темой отдельного заседания облизбиркома, на котором не исключены соответствующие кадровые решения.

«В постановлении не просто декларируются те или иные нарушения и негативные тенденции, но содержатся конкретные меры по их устранению с участием всех сторон избирательного процесса, — подчеркнул глава Самарского облизбиркома. — Например, для обеспечения полной прозрачности и открытости процесса голосования и всех избирательных процедур предлагается создать Штаб общественных наблюдателей с рабочим названием «Народный контроль», в который должны войти независимые общественники. Суть проекта такова: волонтеры ведут наблюдение на своих электронных устройствах и в случае обнаружения какого-либо нарушения сообщают об этом в Штаб, который формирует экспертную группу с приглашением членов Избирательной комиссии Самарской области для исследования видеоматериалов, в которых зафиксировано предполагаемое нарушение, и осуществления, при необходимости, выезда на конкретный избирательный участок. Подобная новая форма реагирования послужит дополнительной мерой контроля за соблюдением прав избирателей и позволит оперативно решать вопросы по пресечению всех возможных нарушений».

Читайте также: В Самаре к выборам-2016 назначили руководителя общественной «горячей линии»

Читайте ранее в этом сюжете: Главная претензия главы ЦИК Панфиловой к Самарской области – «админресурс»

Читайте развитие сюжета: ЦИК указал самарскому губернатору Меркушкину на «недопущение» админресурса