В Казахстане земельный вопрос продолжает оставаться горячим, но наметился перелом ситуации. После несанкционированных многолюдных митингов против продажи земли иностранцам, которые прошли в Атырау, Актюбинске и Семипалатинске, выступление в Актау получилось намного более тихим — выразить протест вышли около 50 человек.

Заявленная на сегодня пресс-конференция в Алма-Ате и вовсе не состоялась. Организаторы заявили, что она будет посвящена подаче заявки на проведение 7 мая общенационального мирного собрания «Защитим землю — Сохраним родной язык!». Но выступить им не удалось: инициаторов пресс-конференции задержали полицейские.

О том, что изменилось и чего ожидать в дальнейшем, корреспондент ИА REGNUM поговорил с политологом Маратом Шибутовым.

ИА REGNUM: Митинги продолжаются, но есть изменения. Если в Атырау, Актюбинске и Семипалатинске митинги смогли реализоваться, то в Актау это уже практически не получилось, а в Алма-Ате не получилось провести и пресс-конференцию, посвященную проведению митинга здесь. Это власти оправились от шока и определились с тем, как реагировать, или что?

Власти оправились. У нас же система по работе с протестным мнением уже давным-давно построена и отлажена. Тут просто дали команду — и все это заработало.

ИА REGNUM: То есть решение из центра. А пока его не было, мы увидели, что на местах акимы (главы администраций) не очень знают, что делать в такой ситуации.

На самом деле, да. Если посмотреть, то получается, отмашки нет — работы тоже нет. По политическим вопросам. Но я бы отметил, что в Восточно-Казахстанской области аким очень весовой, но митинг состоялся не в Усть-Каменогорске, а в Семипалатинске. Просто не успели среагировать из-за расстояния. В Усть-Каменогороске такой митинг уже не прошел бы. В Актюбинске, в Атырау — там акимы сменились недавно, не вошли еще в русло, видимо, поэтому и не успели с реакцией.

ИА REGNUM: С решением из центра определялись дня два. Долго, потому что система такая, или просто не ждали такого?

Видимо, не ожидали. Тут еще такой вопрос. На самом деле самыми важными для власти регионами являются Астана и Алма-Ата. Именно тут важнее всего сохранить общественный порядок, держать политическую обстановку под контролем. Из-за низкой плотности населения то, что происходит в областном центре, оно и остается в областном центре и дальше не распространяется особо.

ИА REGNUM: То есть это важные точки, и тут не дадут ничему такому случиться.

Да.

ИА REGNUM: В самом начале не раз и не два я видела в соцсетях, в личном общении связку с Жанаозенем, опасались повторения именно такого поворота (в противостоянии жителей Жанаозеня и полицейских во время празднования Дня независимости в 2011 году погибли 15 человек, более 80 получили ранения— прим. ИА REGNUM ). Насколько это возможно?

Нет, невозможно. В Жанаозене толпа была настроена агрессивнее. Поэтому было такое реагирование со стороны полиции. А тут люди собрались именно обсудить. Это же сразу видно по настроениям людей — активно действовать или просто постоять поговорить. Если последнее, то лучше пусть так и будет — поговорят, выпустят пар и разойдутся. Ну сколько могут люди стоять на митинге — ну три-четыре часа — разойдутся же все равно.

ИА REGNUM: Но даже если будут попытки провокации и будет решение о применении силовых методов, это будет мягче сделано?

Думаю, да. Уже научились, методы отработали. Если что, создадут просто перевес по численности со стороны правоохранительных органов.

ИА REGNUM: Журналист Марат Асипов написал в своей колонке, что власть растерялась, потому что все эксперименты проходили гладко, а тут такое возмущение. Что думаете?

Она не растерялась. Тут есть персональная вина Ерболата Досаева (министр национальной экономики — прим. ИА REGNUM ), потому что вопросом приватизации занимается именно его министерство и профильный комитет в нем.

В реальности сельхозпроизводители все заинтересованы в продаже земли. Они же просто выкупят то, что сейчас арендуют, и повысят свою инвестиционную привлекательность, и смогут развиваться. Но волна возмущения большая, и поэтому они сидят тихо и особо в свою пользу не выступают, думая, что власть все разрулит.

ИА REGNUM: Союз фермеров уже обвинил Досаева.

Так оно и есть, на нем лежала задача по информационному сопровождению. Тут опять же проблема — у нас есть идеологический блок и экономический блок. И вот в основном все недоработки у нас идут по части экономического блока, который не сориентировал нормально идеологический блок. И теперь идеологический блок расхлебывает за экономический. За его косяки, лень и общую бестолковость.

Закон был принят в прошлом году. Отработка должна была начаться в прошлом году и идти до июня. Министерство национальной экономики (МНЭ) эту работу полностью провалило. Выступает от них один вице-министр, а где сам министр, где председатель комитета, где члены общественного совета министерства? Последние, по слухам, все как один — видные экономисты, правда, МНЭ не хочет разглашать их список, ну и они сами почему-то на публике не афишируют свой статус.

ИА REGNUM: Политолог Данияр Ашимбаев в интервью нашему агентству предположил, что, вероятно, здесь может быть некий единый организационный центр или — опять же возможно — дело в самодеятельности местных НПО. Как думаете, место имела самоорганизация или со стороны помогли?

Самоорганизация. Без Алма-Аты, без Астаны, чисто местные. Реально выступили именно в Атырау, митинги в остальных городах — подражание. В Атырау люди вышли, остальные увидели, что это безопасно, подключились, вот и все.

В Атырау, Мангистау сложилась уникальная ситуация. Там всегда были очень сильные НПО, связанные с экологией. Причем им покровительствовал сам акимат, чтобы сильнее давить на «Аджип» и ТШО — создавать общественное давление на иностранных недропользователей, чтобы те увеличивали различные социальные выплаты. Вот они с ними возились-возились, и теперь монстр Франкенштейн нападает на своего создателя.

Везде, кроме Атырау и Мангистау, экологическая деятельность была сопряжена с трудностями, проблемами, препонами. И только в этих двух регионах ей всегда был зеленый свет. Причем именно от местных исполнительных органов. Там было можно, и люди решили, что можно по любому вопросу, особенно связанному с иностранцами и природными ресурсами. Что получилось: акимат раньше сливал протестную активность на иностранцев, а теперь получил ее сам.

ИА REGNUM: То есть вы не видите внешних игроков?

Про них тоже можно поговорить, но опосредованно. У нас внедряется определенная политика, нацеленная на разжигание китаефобии. Тот же пример, что китайцы не берегут землю — он же не наш, он российский. Там были случаи около Екатеринбурга, в Краснодарском крае. Это не казахстанский пример, его взяли из российской прессы.

ИА REGNUM: И кто это делает?

Это уже должны знать другие люди, с горячими сердцами, холодными головами и чистыми руками. Не все же ларьки крышевать, иногда и Родину защищать надо.

ИА REGNUM: Согласны с тем, что не надо торопиться видеть в митингах признаки политической весны, оранжевой революции и прочего?

Да, этого тут нет, просто народ был недоволен экономическим кризисом. Было плохо в 2014, 2015 годах — и вот в 2016 году запас терпения показал, что он исчерпаем. Надо еще не забывать, что и масштабные реформы, реально оказывающие влияние на население и бизнес, именно в этом году пошли.

ИА REGNUM: По ним вопрос тоже. В прошлом нашем интервью вы говорили, что практическая реализация всех реформ будет в этом году. На вопросе земли произошел выход пара, и теперь будет спокойнее, или дальше — с новыми реформами — будет больше?

Не знаю. Тут же динамичная ситуация. Все зависит от того, как поведет себя власть. Будет ли она нормально объяснять или поставит народ перед фактом безо всякой подготовки, отработки и т.д. Но я думаю, что обжегшись на земле, начнут дуть на оставшиеся 10 реформ. Поэтому можно надеяться, что они уже пойдут более гладко.

ИА REGNUM: Как вам теперь видится дальнейшая судьба приватизации, и в связи с этим, какие сценарии могут быть?

Она будет, потому что в этом заинтересованы все, в том числе сельхозпроизводители. Тот же Союз фермеров не просит же отменить приватизацию, а говорит, что надо было объяснять. Поэтому я думаю, что будет проведена работа по разъяснению, по прозрачности, и все.

ИА REGNUM: Про национал-патриотов или национал-популистов вопрос. Их поначалу не было, в том же Атырау…

Да, не было.

ИА REGNUM: Теперь они появились. И в сети, соответственно, фотографии, как их скручивают полицейские. Зачем им это?

Это попытка оседлать процесс. Я уже сказал, что в основном там действовали экологические НПО, с национал-популистами Астаны и Алма-Аты особо несвязанные, кроме дружбы в Фейсбуке. А тут алматинцы решили на этой волне снова попиариться, оседлать процесс и набрать себе политического веса.

ИА REGNUM: На будущее?

Да. Если они сейчас в эту игру не вступают, их дальше уже не будут воспринимать. Их время пройдет. Как и ОСДП (Общенациональная социал-демократическая партия — единственная оставшаяся оппозиционная партия в стране — прим. ИА REGNUM ), их спишут все — как население, так и потенциальные спонсоры.

ИА REGNUM: Про сращивание проблематики. Чисто земельный вопрос оказался связан с националистическим. Пресс-конференция в Алма-Ате по митингу была заявлена с привязкой к языку. Почему это происходит и что из этого может выйти?

Национал-популисты хотят пристегнуть свою повестку к земельной и достичь своих интересов. Тут две версии можно выдвинуть, даже две конспирологических и одну неконспирологическую.

Неконспирологическая версия: включить свою повестку в земельную, о чем я сказал, и попытаться пробить обе, чтобы получилось сильно, а также одним выстрелом убить двух зайцев.

Конспирологическая — добавив язык, они выключают из процесса общегражданский компонент, отсекают русскоязычную часть потенциальных протестующих. Чисто казахоязычную тусовку делают, сливают возможный потенциал тех, кто мог бы собраться.

Вторая конспирологическая версия — они просто решили присоединиться к протесту, чтобы про них не забыли как про лица протеста. А то выяснится, что реальные лидеры протеста вообще не они, а совсем другие люди. Такое падение статуса болезненно.

ИА REGNUM: И, наконец, про президента. Были нужны деньги, он сам ездил в Китай. Возникли проблемы с приватизацией — заявление опять делает президент. Это у нас ручное управление во всех вопросах?

Нет. Тут все дело заключается в том, что экономический блок уходит от ответственности.

Тут должны были выступать в СМИ снизу вверх по цепочке: председатель Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами МНЭ РК Мархабат Жайымбетов, вице-министр национальной экономики Кайрат Ускенбаев, министр национальной экономики Ерболат Досаев, первый заместитель премьер-министра Бахытжан Сагинтаев, ну и, наконец, премьер-министр Карим Масимов. Я уже не говорю про парламент, где должны были высказаться профильные комитеты обеих палат.

Если помните, у нас и Серик Ахметов (бывший премьер-министр — прим. ИА REGNUM ) так же уклонился от объяснения девальвации.

Такое вот неумение публично отстаивать свои позиции. Их же даже не на митинг просят выйти, а просто со СМИ поговорить. А они хотят, чтобы за них президент и идеологический блок отдувались.

Так что это не повод давать оценку системе в целом, это повод самой системе подумать над тем, что отдельные ее члены не хотят работать на общее благо и нормально выполнять свои функции. Потому что все расписано, что должно быть информационное обеспечение, информационно-пропагандистские группы, работа с основными заинтересованными лицами, госинформзаказ, госсоцзаказ. Машина отработана, но не сработала по вине экономического блока.

ИА REGNUM: Будут наказаны?

Не знаю.

ИА REGNUM: А активисты?

Думаю, будут некоторые, но не все. И наказания будут административные и достаточно мягкие: штрафы, аресты на 15 суток или еще что-то. Реальные сроки могут получить люди, имеющие ограничение свободы или условный срок. Вот они могут получить срок — за нарушение режима.

Как уже сообщало ИА REGNUM, сразу после митинга в Атырау 24 апреля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что распространителей слухов о продаже земли иностранцам надо «разоблачать и наказывать».

Напомним также, что по факту несанкционированного собрания на площади в Атырау начато досудебное расследование по статье «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни».

Между тем, продажа через аукционы 1,7 млн га сельхозземель должна начаться с 1 июля. Социолог Серик Бейсембаев выразил мнение, что власти могут учесть реакцию общества, которая, по мнению эксперта, стала ярким проявлением «мобилизационного потенциала казахского национализма», и отложить решение чувствительного вопроса на более поздний срок.

Политолог Данияр Ашимбаев назвал прошедшие митинги проверкой казахстанской власти на прочность, не исключив, что давление идет из-за рубежа.