В Казахстане начала работу государственная корпорация «Правительство для граждан». С ее запуском в стране реорганизован целый ряд госпредприятий: «Центр обслуживания населения» (ЦОН) Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию, «Центр по недвижимости» Министерства юстиции, «Научно-производственный центр земельного кадастра» Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики и республиканское государственное казенное предприятие «Государственный центр по выплате пенсий» Министерства здравоохранения и социального развития. Все они были преобразованы путем слияния в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» со стопроцентным участием государства в уставном капитале.

Правда, пока у новой госкорпорации отсутствует руководитель. Однако, по словам вице-министра по инвестициям и развитию Казахстана Сакена Сарсенова, этот вопрос решится уже в середине апреля.

«Касательно госкорпорации «Правительство для граждан» — она уже зарегистрирована. Сейчас решаются вопросы юридического характера, и в ближайшее время вы узнаете имя руководителя госкорпорации. Для этого необходимо, чтобы собралось заседание Совета директоров. Оно состоится, ориентировочно, во второй декаде апреля, и официально мы вам сообщим о том, кто будет назначен на пост председателя правления госкорпорации. Что касается плюсов ее создания для населения, то основной плюс один — гражданин в недалеком будущем в одном месте будет получать максимальное количество услуг», — сообщил Сарсенов на пресс-конференции, посвященной 10-летию запуска портала электронного правительства Казахстана «egov.kz».

По информации вице-министра, на первом этапе через госкорпорацию «Правительство для граждан» будет оказываться 522 государственные услуги из 730, а к 2017−2018 году учреждение сможет охватить весь спектр госуслуг.

«Мы подошли к новому этапу развития — проактивному или умному правительству, когда для получения госуслуг не будет необходимости даже направлять запросы. Проактивное правительство будет само отслеживать жизненные ситуации и выполнять необходимые процессы, а гражданину нужно будет только подтверждать эти действия», — отметил Сарсенов на пресс-конференции.

Он также сообщил, что в стране до конца года появится еще один уникальный IT-инструмент — электронный портал по оценке эффективности деятельности государственных органов Казахстана.

Напомним, закон, благодаря которому появилась госкорпорация «Правительство для граждан», в ноябре 2015 года подписал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. При разработке модели работы госкорпорации был использован опыт Австралии и Канады. По словам министра по инвестициям и развитию Казахстана Асета Исекешева, выбор в пользу этих стран был сделан потому, что они «имеют похожие условия с Казахстаном, когда территория большая и местами малонаселенная». Кроме того, по мнению министра, Казахстан, Австралию и Канаду объединяют «схожие стратегии повышения качества госуслуг, среди которых централизация путем создания единого провайдера, унификация стандартов, развитие IT-инфраструктуры и системы контроля качества услуг».

Портал электронного правительства Казахстана «egov.kz» был создан в 2006 году. По данным вице-министра по инвестициям и развитию Казахстана, за прошедшие десять лет было оказано порядка 130 миллионов услуг.

«На сегодня в Казахстане выдано более 10 миллионов электронных цифровых подписей, из них порядка 4,5 миллионов — записаны на чипы удостоверений личности. На данный момент гражданам оказано порядка 130 миллионов электронных услуг. Сейчас на портале реализовано 240 услуг, а всего через инфраструктуру электронного правительства оказывается 900 услуг и электронных сервисов», — сообщил Сарсенов.

Он также добавил, что на сегодняшний день пользователями портала являются более 5 миллионов человек, что составляет больше половины экономически активного населения. При этом, по подсчетам Министерства по инвестициям и развитию Казахстана, в проект «Электронное правительство» с момента его запуска было вложено порядка 46 миллиардов тенге (9,7 млрд. рублей). Несмотря на столь баснословную сумму, проект, по словам чиновников, уже давно окупился. Так, по информации Сарсенова, чистая экономическая эффективность проекта составила 78 миллиардов тенге (16,5 млрд рублей) без учета данных за 2015 год.

«За счет системного подхода при формировании электронного правительства за период с 2008 по 2014 годы в рейтинге ООН по развитию электронного правительства Казахстан поднялся на 53 позиции с 81 на 28 место», — сообщил вице-министр.

По данным Министерства по инвестициям и развитию Казахстана, через портал электронного правительства чаще всего получают адресные справки — около 64 млн, справки о зарегистрированных правах на недвижимые имущество — около 20 млн, а также справки о пенсионных отчислениях — более 12,5 млн раз.