Законопроект «О войсках национальной гвардии РФ» конкретизировал полномочия по применению огнестрельного оружия представителями правоохранительных органов, удалив размытые нормы понятия тяжких последствий, заявил корреспонденту ИА REGNUM кандидат юридических наук, адвокат Александр Зорин, комментируя внесенный в Госдуму законопроект. По мнению юриста, новая норма не вносит «ничего негативного для прав и свобод граждан в плане порядка применения оружия».

Зорин пояснил, что на деятельность включенных в структуру Нацгвардии СОБРа и ОМОНа распространяется действие федерального закона №3-ФЗ «О полиции», согласно ч. 2 ст. 19 которого сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить огнестрельное оружие, если промедление в его применении «создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия». Нормы этого положения достаточно размыты, так как не раскрывается, что входит в понятие тяжких последствий. Новый законопроект конкретизируют эти полномочия.

«Теперь военнослужащий Нацгвардии имеет право применять огнестрельное оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием огнестрельного оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов, при побеге из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побеге из-под конвоя лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, совершенных с оружием либо на транспортных средствах, летательных аппаратах, морских или речных судах, а также при побеге в условиях ограниченной видимости, при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время их движения», — отметил адвокат.

Уточняется также, что сотрудникам Нацгвардии запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, инвалидов и детей, если они те не оказывали вооруженного сопротивления, а также при большом скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

«Как видим, полномочия нового силового органа в области применения оружия никаким образом не расширены. Фактически, останется действующая практика применения оружия СОБРом и ОМОНом. А если учесть, что указанные структуры борются в основном с организованной преступностью и террористами, законопослушным гражданам не стоит волноваться», — резюмировал Зорин.

Как, в свою очередь, пояснил кандидат юридических наук, президент коллегии адвокатов города Москвы «Адвокат 911» Константин Мусман, широта полномочий должна компенсироваться соответствующей мерой ответственности для каждого бойца Нацгвардии.

«Рядовой сотрудник полиции, действуя даже в критической ситуации, должен предупредить о применении оружия или спецсредств, в то время, как преступники действуют без предупреждения. Основные положения закона о Национальной гвардии свидетельствуют о том, что использовать ее будут лишь в чрезвычайных обстоятельствах или ситуациях, требующих особых полномочий. Возможно, что такие обстоятельства и ситуации не возникнут, но подразделение, способное действовать в таких особых условиях, должно быть. Тем более, что создание Национальной гвардии не потребует дополнительного финансирования из бюджета, как об этом заявляется в тексте законопроекта. Однако, по оценкам некоторых экспертов, затраты на создание этого подразделения могут составить более 2,5 млрд. рублей», — заявил он.

По словам Мусмана, отдельно стоит вопрос формирования состава гвардии. «Очевидно, что в нее войдут преимущественно действующие сотрудники структур МВД. Здесь важно то, каким образом будет проводиться отбор. От того, насколько профессиональной будет Нацгвардия, зависит и то, насколько она будет боеспособной», — подчеркнул он.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM, президентом РФ в Госдуму внесен законопроект «О Национальной гвардии Российской Федерации», согласно которому Нацгвардия может привлекаться к выполнению задач с применением огнестрельного оружия при соответствующем решении главы государства.