Чрезвычайный и полномочный посол Армении в России прокомментировал обострение ситуации вокруг Нагорно-Карабахской Республики. Олег Есаян заявил следующее:

«Относительно боевых действий со стороны Азербайджана по всей линии соприкосновения с Нагорно-Карабахской Республикой и дестабилизации ситуации на границе с Республикой Армения достаточно четко высказано в выступлениях и заявлениях высшего политического руководства, а также соответствующих структур Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики. Столь масштабная после прекращения огня в 1994 году военная авантюра является прямым результатом проводимой политики руководства Азербайджана, о чреватости которой неоднократно напоминала армянская сторона мировому сообществу и, особенно, сопредседателям Минской группы ОБСЕ по мирному урегулированию конфликта.

Азербайджанские власти устами своих руководителей и дипломатов часто говорят о так называемой «оккупации» в качестве первопричины конфликта, тем самым пытаясь умалчивать истинную первопричину, а именно многочисленные акты геноцида, этнических чисток армянского населения, проживающего тысячелетиями на своей земле, и в конечном счете развязанную полномасштабную против Нагорного Карабаха войну с вытекающими из нее самыми тяжкими последствиями.

Что касается ссылок на известные резолюции Совета Безопасности ООН, и при том исключительно в их азербайджанской интерпретации для политико-дипломатического оправдания данной масштабной авантюры, то следует напомнить, что именно Азербайджан в свое время полностью игнорировал исходящие требования этих резолюций по прекращению огня и боевых действий. Следовательно, подобный подход к сути упомянутых документов является такой же нелепостью, как и выборочные комментарии отдельных положений основных принципов международно-правового урегулирования конфликта Нагорного Карабаха, предложенных сопредседателями Минской группы ОБСЕ (Россия, Франция и США).

Любые попытки увязывать выбор силового пути с нерешенностью проблемы путем переговоров в лучшем случае можно считать политической манипуляцией. Вопрос до сих пор не решен, на наш взгляд, из-за отсутствия у одной из сторон реального стремления к этому мирным путем, игнорируя переговорный процесс и здравый смысл, о чем свидетельствует нынешнее серьезное обострение ситуации. Кроме того, решения нагорно-карабахской проблемы в том виде, в каком хотелось бы азербайджанской стороне, при нескрываемой и постоянно нарастающей армяноненавистнической политике, в природе просто не существует. Эти идеи ушли в историю вместе с Азербайджанской ССР, правопреемницей которой, кстати, нынешняя Азербайджанская Республика по собственному выбору не является.

Очередное обострение ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта содержит в себе серьезные угрозы региональной и международной безопасности. И как на это указывается в официальном заявлении МИД РА по данному поводу, необходимость предпринять практические шаги к ее предотвращению со стороны международного сообщества становится неизбежностью.

Чтобы завтра вновь не прибегнуть к искаженному изложению логической последовательности причинно-следственной связи военно-политических процессов, происходящих ныне в зоне карабахского противостояния, и их последствий, сегодня нужно знать, что, говоря словами президента Республики Армения С.А. Сарсгяна, Армения является стороной соглашения о прекращении огня от 1994 года, она имеет юридическое право по обеспечению безопасности населения Нагорно-Карабахской Республики, и она сполна исполнит свои обязанности в этом плане.

Первопричину любого конфликта, в том числе и нагорно-карабахского, задним числом придумать можно, но настоящую причину таким образом невозможно не ввести и не убрать, а проблему решать надо единственным и безальтернативным способом, которым является переговорный процесс.