Военно-промышленный комплекс КНР по-прежнему не располагает разработками, необходимыми для создания бомбардировщиков дальней авиации, и связано это с отсутствием технологий производства реактивных двигателей, пишет Дейв Маджумбар для National Interest.

Несмотря на ведущиеся разработки двух новых истребителей-невидимок, беспилотного летательного аппарата-невидимки, а также новых крылатых и баллистических ракет, Китай по какой-то причине не ведет разработку нового бомбардировщика, полагаясь на копию советского Ту-16 — бомбардировщик Сянь H-6, способный нести на борту несколько крылатых ракет.

Однако с учетом размеров Тихого океана и тех расстояний, которые придется преодолевать авиации США и КНР в случае конфликта, логичным было бы предположить, что Пекин должен разрабатывать бомбардировщик дальней авиации, который сможет наносить удары по самым удаленным базам США, а также топить американские авианосцы в море.

Более того, если Вашингтон нанесет удар по материковому Китаю — например, из-за Тайваня — у Пекина останется лишь два возможных варианта того, как отвечать. Либо нанести ядерный удар — что станет началом Третьей мировой войны — либо прибегнуть к кибератакам. Но средств нанести ответный удар классическими средствами у КНР не будет.

В последнее время ходят упорные слухи о том, что Пекин стремится приобрести у России производственную линию Ту-22М, однако такое стремление пока не дало успехов. Приобрести эти технологии для Китая было бы логично, поскольку по большей части стратегия Пекина по преграждению доступа/блокированию зоны заимствована у Советского Союза. Согласно планам Москвы времен холодной войны в случае открытого конфликта Европа должна была быть полностью отрезана от Северной Америки с помощью комбинации действий подводного и надводного флотов, а также крылатых ракет, запускаемых с бомбардировщиков против авианосных групп США. Единственное, что у Поднебесной нового в её версии, — это противокорабельный баллистический компонент.

Не располагает Китай достаточным компонентом крылатых ракет, запускаемых с бомбардировщика. Модернизированный Н-6К является надежной машиной, однако Китаю нужен более боеспособный носитель. Такой платформой может стать либо бомбардировщик-невидимка дальней авиации или даже носитель крылатых ракет, схожий по концепции с российским Ту-160. Однако на данный момент не было информации, что в КНР разрабатывается такой аппарат.

И связано это, по мнению автора, может быть с тем, что Китай — несмотря на годы работы — не смог разработать надежный реактивный двигатель, готовый к массовому производству. В начале года руководство КНР подтвердило, что технология двигателей еще не готова. В Минобороны страны подтвердили в интервью Reuters, что между военными технологиями Китая и некоторыми развитыми странами существует «определенный разрыв».

Тем не менее Пекин придал разработке реактивного двигателя приоритетное значение. Reuters приводит оценки шанхайской консалтинговой фирмы Galleon Group, согласно которым в течение следующих 20 лет Поднебесная потратит $300 млрд на программу разработки реактивного двигателя для гражданской и военной авиации. По информации, полученной из различных источников, аэрокосмические фирмы Китая нанимают иностранных инженеров и бывших сотрудников ВВС для работы над новым двигателем.

Это означает, что Китай со временем сможет создать свой собственный реактивный двигатель, и когда это произойдет, мы увидим новый бомбардировщик КНР.