Законопроект о противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма) внес в Госдуму депутат Дмитрий Гудков («Справедливая Россия»), передает корреспондент ИА REGNUM 25 марта. Существует необходимость дать принципиальную оценку отдельным особенно сложным эпизодам отечественной истории, не допустить фальсификации прошлого, а также искажения установленных исторических фактов в сиюминутных политических интересах там, где это может нанести значительный вред Российскому государству и обществу, отметил автор инициативы.

Правительство РФ выступает против законопроекта. «Например, определение «преступление сталинского тоталитарного режима», содержащееся в законопроекте, лишено юридической конкретности, определяющей составы преступлений и административных правонарушений, установленных уголовным законодательством и законодательством об административной ответственности», — отмечается в официальном заключении правительства.

До настоящего времени отсутствует законодательная база, которая позволяла бы пресечь представляющие серьезную опасность фальсификации исторических фактов, относящихся к эпохе сталинизма, что является очевидным законодательным пробелом, указал он. В этих условиях существует и широко пропагандируется среди населения недопустимое утверждение об оправдании массового государственного террора и его полезности для государственного строительства в определенный исторический период, полагает он.

Законопроект предусматривает установление правовых основ обеспечения недопустимости действий по реабилитации и отрицанию преступлений сталинского тоталитарного режима. Запрет основывается на выраженном в законодательстве о реабилитации жертв политических репрессий и в иных нормативных актах официальном признании и государственном осуждении преступных действий руководства советского государства. При этом каждому гарантируется конституционное право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять любым законным способом информацию, в том числе о деятельности политического руководства советского государства, если распространение такой информации не преследует своей целью реабилитацию или отрицание преступлений сталинского тоталитарного режима.

Положения законопроекта прямо предусматривают, что опровержение обвинения политического руководства советского государства в проведении политики геноцида, совершении преступлений против человечества, а равно в осуществлении каких-либо иных действий, не ставших объектом официального государственного осуждения, не является отрицанием преступлений сталинского тоталитарного режима и защищается конституционными нормами о свободе слова и свободе выражения мнения.

Устанавливаются основные направления противодействия реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима, связанные с принятием профилактических мер, а также выявлением и пресечением соответствующих действий. При этом некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на увековечение памяти жертв политических репрессий, проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных мест их захоронений и непогребенных останков, распространение достоверной информации о преступлениях сталинского тоталитарного режима, предлагается отнести к социально ориентированным некоммерческим организациям.

Отдельная норма устанавливает запрет на увековечение памяти о лицах, причастных к преступлениям сталинского тоталитарного режима, при присвоении наименований новым географическим объектам, территориальным единицам, элементам улично-дорожной сети и станциям метрополитена. При этом для переименования подобных объектов законопроект предусматривает лишь возможность возвращения им исторических названий в порядке, предусмотренном нормативными актами субъектов Российской Федерации.

«Таким образом, если действующее наименование является исторически первым, то сам по себе факт упоминания в нем о лицах, причастных к осуществлению политики сталинского тоталитарного режима, не является достаточным основанием для изменения наименования», — уточняет депутат.

В соответствии с положениями законопроекта информационные материалы, содержащие оправдание необходимости осуществления массовых политических репрессий, депортаций и иных репрессивных мер в отношении народов, в установленном законом порядке должны быть признаны экстремистскими материалами. Такое регулирование соответствует содержанию законодательства о противодействии экстремизму, подчеркнул Гудков, признание соответствующих материалов экстремистскими влечет за собой запрет их распространения на территории России.