В столице Бельгии Брюсселе вечером 18 марта снова слышны выстрелы — проходит антитеррористическая операция, сообщает корреспондент ИА REGNUM с места событий. Между тем местные СМИ сообщают, что живым задержан один из участников терактов в Париже Салах Абдеслам.

Антитеррористическая акция 15 марта в Брюсселе поставила правительство Бельгии в очередной раз в трудное положение, выходом из которого, по мнению правительства, будет являться отмена некоторых либеральных и демократических ценностей.

В связи со сложившейся ситуацией уже через несколько часов после завершения антитеррористической операции в стране был созван Совет Безопасности. В ходе экстренного заседания был введен ряд мер, которые навсегда должны перечеркнуть европейские принципы. Ещё незадолго до перестрелки в Брюсселе чиновники обсуждали предложение министра юстиции о расширении доступа ко всем мультимедийным аппаратам с целью дистанционной слежки за персональными компьютерами, смартфонами, а также обязательном снятии отпечатков пальцев всех находящихся на территории Бельгии, контролем за пересылкой данных через Whatsapp и Skype.

В начале месяца в прессе и внутри правительства это вызвало шквал негодования и саркастических откликов. Но 17 марта жителей Бельгии поставили перед фактом. Скоро полиции больше не надо будет проходить длинную процедуру обоснования необходимости слежки за гражданами Бельгии. Теперь для того чтобы начать слежку, полицейским в заявлении надо просто написать одну фразу, без конкретного обоснования причины: «Невозможность добиться результатов другими способами».

Этого вполне достаточно, чтобы получить доступ к любому аппарату, находящемуся на территории Бельгии. Помимо этого новым законом разрешается тайное проникновение полицейских в дом с целью секретного осмотра помещения; до последнего времени данное действие было запрещено законом. Также упрощается процедура установки прослушивающих устройств для аудио‑ и видеослежки.

В выпущенном разъяснении жителям Бельгии пояснили, что принятые меры находятся в некотором противоречии с нормами сохранения частной жизни и что в ближайшем будущем специальная комиссия по защите личной информации должна вынести своё суждение в связи с изменившейся обстановкой в стране и необходимыми коррекциями в правилах доступа к личной информации. Первым в поддержку изменений выступил госсекретарь Бельгии Барт Томмелейн (Bart Tommelein), член партии «Фламандские либералы»: «Мир поменялся, и законы должны поменяться».

Министр юстиции Кун Генс прямо заявил: «Жучки, прослушивание, взламывание компьютеров подозреваемых — всё это было и раньше, просто сейчас мы наконец-то вывели это из серой зоны в узаконенную. Это делается для безопасности страны». Для осуществления большего контроля из бюджета Бельгии выделяется 400 млн евро.

Бельгийский эксперт по терроризму Клод Моник (Claude Moniquet) в развёрнутом интервью для газеты de Morgen — пояснил происходящее: «Мы знали уже в начале 2015 года о готовящихся взрывах. Некоторые мы смогли предотвратить. Полиция Европы начинает объединяться и подобные инциденты с перестрелками в будущем будут не исключением во Франции, Нидерландах, Германии и Австрии. 2015 год — это были цветочки, в 2016-м вы увидите ягодки. Не о чем разговаривать больше: либо нас убьют, либо мы убьем их. Мы им мешаем, ужесточая контроль, но террористов это не остановит. Вы знаете, как был убит алжирец Белкаид в прошлой перестрелке? Он грудью бросился на агентов. Пока в него стреляли, это позволило двум другим убежать. В этом самая главная проблема — они все осознанные смертники. Их можно только убить, напугать их невозможно».

Из разъяснений, которые последовали в ходе пресс-конференции, данной премьер-министром Бельгии Шарлем Мишелем и его коллегами — министром юстиции Куном Генсом и министром внутренних дел Яном Жамбоном, стало понятно, что объём проблемы ещё не до концы оценен бельгийской властью. В частности, премьер-министр пояснил: «Наши агенты были совершенно не готовы к тому, с чем они столкнулись в ходе рядового обыска. По нашим данным, эта квартира была давно пустой, полностью отключенной от газа и электричества. После Моленбека мы усилили контроль, и все последующие месяцы полицейские проверяют пустые здания и квартиры. Это был рядовой осмотр, и наши люди не предполагали, что по ним будет открыт огонь. В квартире после штурма был найден склад оружия (11 автоматов Калашникова), листовки и атрибутика ИГИЛ. Мы не поднимаем уровень угрозы: он остаётся, как и прежде, №3. Но все должны помнить, что это довольно высокий уровень, означающий, что в стране в любое время может произойти нечто подобное, что случилось во вторник».

Министр юстиции Кун Генс прокомментировал произошедшее следующим образом: «Мы не можем сказать точно, сколько человек было внутри квартиры, но уже установлено, что убитый Мохаммед Белкаид был не просто рядовым членом террористической ячейки, а одним из активных солдат ИГ, присланных в Брюссель для подготовки теракта». Ян Жамбон, министр внутренних дел, только посетовал, что «наши полицейские — профессионалы, но и враг — тоже. Предпринятые меры по отмене ряда условий для прослушивания и слежения обсуждались весь 2015 год, так что это не спонтанное решение, вызванное паникой и страхом. Просто в данный момент населению страны легче всего принять тот факт, что с некоторыми привычными вещами надо расстаться».

Как ранее сообщало ИА REGNUM, накануне в Брюсселе полиция задержан предполагаемый организатор ноябрьских террористических актов в Париже Салах Абдеслам.

Напомним, французские и бельгийские правоохранители почти двое суток проводили спецоперацию в брюссельской коммуне Моленбек, которая населена преимущественно мигрантами.

В районе были слышны взрывы. Несколько полицейских получили ранения. На данный момент правоохранители объявили о завершении операции, в ходе которой были задержаны пять человек, подозреваемых в терроризме. Двое из задержанных были ранены.

В Бельгию прибыл президент Франции Франсуа Олланд, чтобы сделать заявление в связи с успешной совместной антитеррористической операцией правоохранителей Франции и Бельгии.