Железная дорога Ангрен — Пап: чего ждать Киргизии и Таджикистану?
Астана, 3 марта, 2016, 10:08 — ИА Регнум. «Железная дорога снизит зависимость Узбекистана от Таджикистана. Ташкент теперь не нуждается в транзите через территорию соседа. Заодно становятся сильнее позиции Узбекистана по отношению к Киргизии», — казахстанский политолог, эксперт Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов, прокомментировал корреспонденту ИА REGNUM новость о завершении строительства тоннеля для прокладки железной дороги на перевале Камчик в Узбекистане.
Что означает строительство железной дороги Ангрен — Пап для самого Узбекистана и для его соседей? Посмотрим с разных точек зрения:
С транспортной точки зрения. Узбекистан ликвидирует транспортную изоляцию своей части Ферганской долины. Если раньше по узбекской территории туда из Ташкента можно было приехать только по автодороге через перевал Камчик, то теперь параллельно ей есть железная дорога, которая не так сильно зависит от погоды зимой. Также, если раньше узбекские поезда вынуждены были ходить из Бекабада в Коканд через таджикский Худжанд, то теперь это не так. В общем, завершение строительства железной дороги означает резкое улучшение транспортной связности Узбекистана.
С геополитической точки зрения. Железная дорога снижает зависимость Узбекистана от Таджикистана. Ташкент теперь не нуждается в транзите через территорию соседа. Заодно также становятся сильнее позиции Узбекистана по отношению к Киргизии. Теперь любой конфликт между государствами или любую конфронтацию на межнациональной почве в самой Киргизии придется расценивать с учетом данной дороги как средства доставки войск в Ферганскую долину.
С точки зрения рисков. За счет этой железной дороги Узбекистан в любой момент может перебросить большое количество войск в Ферганскую долину для ликвидации любых проблем как внутренних, так и с соседями. Это повышает устойчивость политического режима Узбекистана.
С точки зрения энергетики. Теперь в Фергану можно возить большое количество угля на местные электростанции и энергоцентрали, что улучшает ситуацию с дефицитом электричества и тепла, а также позволит развивать промышленность.
С точки зрения эффективности государства. По своей сложности (мосты, гигантский тоннель, горы и прочее) дорога Ангрен — Пап является одним из самых сложных инфраструктурных проектов, которые были реализованы за последние 25 лет в постсоветских странах. Она гораздо сложнее своего российского аналога, той же Транскавказской магистрали и Рокского тоннеля. То, что Узбекистан смог, пусть даже с помощью китайских подрядчиков, так быстро и относительно дешево (около 2 миллиардов долларов) построить такой объект, говорит о том, что политический режим там эффективен, устойчив и способен на многое.
ИА REGNUM напоминает, что строительство железной дороги началось в 2013 году, тогда проект оценивался в почти 2 млрд долларов. Дорога, общая длина которой составляет 123 км, в том числе тоннель — 19,1 км, связывает Андижанскую, Наманганскую и Ферганскую области Узбекистана, не проходя по территориям иных государств. Ранее, чтобы доставить груз или людей из Ташкента в Ферганскую область, узбекские составы должны были проследовать транзитом через Таджикистан по маршруту Бекабад — Худжанд — Канибадам — Коканд.
По сообщениям СМИ, по новой железной дороге первый поезд пройдет уже в середине апреля 2016 года. Новый путь может стать одним из элементов планируемого транзитного коридора Китай — Киргизия — Узбекистан — Европа.