Визит приднестровских парламентариев в Москву: итоги

Оттепель или изменение климата?

Владимир Ястребчак, 27 февраля 2016, 23:10 — REGNUM  

16−20 февраля с.г. в Москве побывала представительная делегация Верховного Совета Приднестровья во главе с председателем парламента В. Красносельским. Новый спикер возглавляет Верховный Совет ПМР с декабря 2015 г., когда по итогам парламентских выборов подавляющее большинство в Верховном Совете получили представители партии «Обновление» (по оценкам экспертов, связанной с крупнейшим финансово-промышленным холдингом «Шериф») и оппозиционно настроенные депутаты.

Сообщения парламентской пресс-службы и освещение московского визита в СМИ, симпатизирующих партии «Обновление», носили подчеркнуто оптимистичный и жизнеутверждающий характер. Напротив, государственные СМИ, единственным учредителем которых пока по-прежнему является Президент Приднестровья (справочно: с 2012 г. Верховный Совет на основании президентского указа был исключен из числа руководителей государственных СМИ; в 2016 г. депутаты поставили вопрос о возвращении к ситуации до решений 2012 г.) предпочли вообще проигнорировать визит парламентской делегации в Россию, несмотря на весьма высокий уровень проведенных встреч.

В целом результаты визита выглядят весьма многообещающими и перспективными.

Во-первых, организаторам визита удалось добиться достаточно высокого уровня проведенных встреч. В. Красносельский был принят Специальным представителем Президента России по Приднестровью, вице-премьером Д. Рогозиным, статс-секретарем — заместителем Министра иностранных дел России Г. Карасиным, руководством Государственной Думы РФ и Совета Федерации, руководителем Россотрудничества К. Косачевым, Советником Президента РФ С. Глазьевым, другими представителями федеральных государственных и общественных структур.

Во-вторых, достигнута политическая договоренность о продолжении межпартийного сотрудничества по линии «Единой России» и «Обновления». Несмотря на то что В. Красносельский не является «партийным» депутатом и не входит во фракцию «Обновление», подписание протокола о развитии сотрудничества вряд ли случайно произошло именно во время этого визита. Возможно, сделан первый шаг в отходе от не очень удачной практики последних лет, когда основная координация межпарламентского взаимодействия осуществлялась по линии КПРФ. Вряд ли нынешний состав приднестровского Верховного Совета смог бы нормально взаимодействовать с некоторыми представителями Государственной Думы, которые даже в день выборов вели в Тирасполе агитацию «против олигархов».

В-третьих, в самой России объективно существует запрос на развитие внешнеполитических контактов с Приднестровьем. События на Украине и в Молдове повышают ценность стабильного российского присутствия в регионе, причем на нынешнем этапе Приднестровье может стать образцом региональной стабильности, представив тем самым альтернативу иным государствам, где выбор в пользу Запада привел к дестабилизации. В свою очередь, в Москве хотят быть уверенными в том, что соответствующие руководители в Приднестровье смогут обеспечить такую стабильность и соблюдение российских интересов. В этом контексте приднестровский парламент объективно становится самостоятельным центром принятия решений, и позиция парламентариев не должна игнорироваться, тем более что в 2016 г. в Приднестровье должны пройти президентские выборы, а перспективы действующего Президента ПМР пока не выглядят очень убедительными.

В-четвертых, похоже, приднестровским депутатам удалось донести до внимания российских собеседников не только очередной запрос на финансовую поддержку, но и ряд идей более высокого порядка, которые, по озвученной информации, заинтересовали российскую сторону. Речь идет о системном взаимодействии, о превращении Приднестровья в региональный «центр притяжения», о новой модели взаимодействия России и Приднестровья в различных сферах. Приднестровская сторона взяла на себя обязательства в ближайшей перспективе представить конкретные соображения по ряду направлений.

В-пятых, в ходе встреч много говорилось о необходимости возвращения Приднестровья в информационное и экспертное пространство Российской Федерации. То внимание, с которым был встречен визит приднестровской делегации, позволяет рассчитывать на то, что эта задача при содействии российских коллег может быть достаточно успешно решена.

Вместе с тем, рассматривать визит приднестровских парламентариев в Москву как прорыв или рисовать его исключительно радужными красками было бы чересчур оптимистичным по двум основным причинам. Первая причина для того, чтобы сдерживать оптимизм, называется «Россия», вторая — «Приднестровье».

Что касается первой причины, то любой мало-мальски знакомый с механизмом принятия решений в Российской Федерации понимает, что в ходе встреч российские представители крайне редко отказывают в чем-то напрямую. Как правило, говорится о необходимости «изучить» и «рассмотреть», а потом начинается этап, в ходе которого всё зависит исключительно от заинтересованной стороны. Очевидно, что в настоящее время проблемы Приднестровья не входят в число топ-приоритетов России, поэтому чем больше будет проходить времени после визита парламентской делегации, тем труднее будет вернуться к обсуждению достигнутых договоренностей.

Кроме того, бюрократическая система в России, как и в других государствах, достаточно консервативна. Для того чтобы убедить российских собеседников в необходимости более активно взаимодействовать с Верховным Советом Приднестровья, придется, по-видимому, отказываться от ряда привычных схем, а для этого придется признать их недостаточную эффективность. В то же время это задача, скорее, для приднестровских парламентариев: обосновать свой более высокий уровень компетентности по тем или иным вопросам по сравнению с коллегами из исполнительной власти. Отчасти парламентскому большинству это удалось: костяк большинства, партия «Обновление», смогла не только сохраниться после поражения партийного кандидата на президентских выборах 2011 года, но и триумфально вернуться в Верховный Совет в 2015 г.

Вторая причина, как отмечено выше, — «Приднестровье». Республика приближается к президентской избирательной кампании, что может привести к дальнейшей поляризации подходов исполнительной и законодательной ветвей власти. Есть опасность того, что может повториться ситуация предвыборной кампании — 2015, когда и пропрезидентский блок, и «обновленцы» пытались использовать российский фактор в своих интересах. Это приводило лишь к тому, что страдал авторитет России, которую втягивали во внутренние «разборки».

Внешнеполитическая тема вообще является предметом серьезной конкуренции между президентской вертикалью и парламентариями. Как известно, буквально за день до начала визита парламентской делегации Москву с блиц-визитом посетил Президент Приднестровья Е. Шевчук. Признаки такой конкуренции, как представляется, будут лишь усиливаться. Впрочем, если исполнительная и законодательная ветви власти смогут распределить задачи и сделать конкуренцию конструктивной, то это может принести пользу Приднестровью, но опыт последних лет заставляет быть, скорее, реалистом, чем оптимистом.

В любом случае можно говорить о попытке депутатского корпуса своими усилиями «перезагрузить» отношения с Россией и показать Москве, что в Приднестровье есть еще один дееспособный центр принятия решений, способный брать на себя обязательства и отвечать за них. Естественно, что Президент Приднестровья является ключевым субъектом, ответственным за ведение внешней политики, но и Верховный Совет может внести существенный вклад в развитие международных контактов Приднестровья, а также в трансформации принимаемых обязательств во внутреннее законодательство.

Смогут ли исполнительная и законодательная ветви власти действовать совместно, сможет ли российский государственный механизм оперативно отреагировать на инициативы Приднестровья — от ответов на эти важнейшие вопросы будет во многом зависеть способность Республики эффективно ответить на существующие и новые вызовы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.06.17
Россия и Иран на грани изоляции: Китай и Турция убивают коридор «Север-Юг»
NB!
23.06.17
Алексиевич и напёрсточники
NB!
23.06.17
«Автопром США ждёт крах»: Трамп проиграл?
NB!
23.06.17
Блокировка или фильтрация? Госдума обсудит запрет анонимайзеров
NB!
23.06.17
Эксперимент и максимум: Госдума обсудит курортный сбор
NB!
22.06.17
Румыния: Даже у цыган есть свой праздник, а венграм — нельзя
NB!
22.06.17
Состоялась церемония открытия 39 Московского Международного кинофестиваля
NB!
22.06.17
«Позиция Алексиевич отдаёт откровенным нацизмом»
NB!
22.06.17
60% калининградцев считают, что Литва прекратит передачу энергии в эксклав
NB!
22.06.17
Жадность формирует цены на отдых в Крыму
NB!
22.06.17
Боевые сутки на Донбассе: усиление огня и суициды военных
NB!
22.06.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 22 июня
NB!
22.06.17
«Мы помним!»: в память о героях в Воронеже запустили в небо белые шары
NB!
22.06.17
«Война с памятью». Екатеринбург 22 июня: фоторепортаж
NB!
22.06.17
Замглавы МИД Алексей Мешков может стать послом РФ во Франции
NB!
22.06.17
Севастополю не дают много денег на дороги, «чтобы не растырили»
NB!
22.06.17
Накануне эксгумации дело «пьяного мальчика» обрастает шокирующими выводами
NB!
22.06.17
Комитет рекомендовал Госдуме ужесточить наказание за ругань в семьях
NB!
22.06.17
Нижегородцы проигнорировали «Свечу памяти»
NB!
22.06.17
Таймырские депутаты не хотят отделяться от Красноярского края
NB!
22.06.17
Госдуме предложили отменить «новогодние каникулы» и ввести новые выходные
NB!
22.06.17
В Татарии можно законно шуметь