В России отсутствует механизм общественного контроля над государственными корпорациями, заявил корреспонденту ИА REGNUM 20 февраля руководитель Центра политических и экономических реформ Николай Миронов, комментируя рекордный рост доходов членов правления Роснефти в 2015 году.

«Сейчас нет института, который мог бы сдерживать или ограничивать деятельность топ-менеджеров госкорпораций. Можно говорить о богатых влиятельных людях, которые очень близки к руководству страны, но никакими демократическими институтами фактически не ограничены — ни парламентом, ни каким-либо общественным контролем вообще», — сказал Миронов.

Российские государственные корпорации фактически функционируют как обычный крупный бизнес, подчеркивает Миронов: «69,5% акций той же «Роснефти» принадлежит государству через ОАО «Роснефтегаз». Такое посредничество необходимо просто для того, чтобы по Гражданскому кодексу у компании был статус как у обычной коммерческой компании».

«Нигде в мире не устроены по такому принципу фирмы, эксплуатирующие национальные природные ресурсы, за исключением стран Третьего мира», — отметил он.

Ситуация выглядит тем более поразительно, если учесть, что большая часть населения в России фактически проживает в условиях бедности, подчеркнул Миронов: «Согласно официальной статистике, получают доход ниже прожиточного минимума у нас 20 миллионов людей. Однако прожиточный минимум, как известно, установлен на очень низком уровне, менее 10 тысяч рублей».

Фактически же бедных в России гораздо больше — порядка 70% населения в России получают доход менее 30 тысяч, добавил он.

В таких условиях давно назрела необходимость в новом институте, состоящем из широкой группы лиц, из разных партий и общественных структур, для обеспечения контроля над государственными корпорациями, считает Миронов. «Когда речь идет о природных ресурсах, о предприятиях, которые создавали в советское время, в которые был вложен государственный капитал, но теперь они функционируют как частные корпорации, то это не вполне корректно», — подытожил эксперт.

Напомним, что ранее депутат Государственный думы РФ Валерий Рашкин обратился с запросом к председателю Совета директоров «Роснефти» Андрею Белоусову о разъяснении целесообразности размера выплат членам правления компании. В запросе, в частности, подчеркивается, что общего дохода правления корпорации могло бы почти хватить на покрытие совокупной задолженности РФ по зарплатам.

В ежеквартальном отчете компании указывается, что общий размер годовых выплат членам правления компании составил 3,7 млрд рублей. Таким образом, среднее вознаграждение членов правления «Роснефти» с учетом всех премий в 2015 году составило более 310 млн рублей в год. В то же время, согласно данным Росстата, общая задолженность по заработным платам на 1 февраля 2016 года достигла 4,3 млрд руб., увеличившись на 760 млн рублей всего лишь за один месяц.