По всей Литве сегодня, 13 января, проходят различные мероприятия памяти событий 13 января 1991 года, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Ещё накануне у телевышки, телецентра, площади, около парламента Литвы, собрались сотни людей, зажглись поминальные костры, произносились речи. Сегодня по всей Литве в храмах проходят панихиды, а в Сейме Литвы состоится торжественный прием.

Тем временем в Литве продолжают призывать к ответу экс-главу СССР Михаила Горбачева. Потерявший 13 января отца Робертас Повилайтис в конце лета 2015 года обратился в Генеральную прокуратуру Литвы с призывом предпринять более активные действия по расследованию ответственности бывшего президента СССР и главнокомандующего вооруженными силами Михаила Горбачева в деле о событиях 13 января. Ознакомившись с ответом Генеральной прокуратуры, Повилайтис предлагает Генпрокуратуре предпринять дополнительные действия и приглашает Горбачева по своей инициативе приехать в Литву и дать показания не только Литве, но и всему международному обществе в актуальном деле о событиях 13 января.

«Я ознакомился с ответом Генпрокуратуры, по моему личному мнению, роль Горбачева в контексте событий 13 января недостаточно оценена. Несмотря на очевидные попытки российских правоохранительных органов избежать сотрудничества при расследовании преступлений против человечности, по моему мнению, и сам Горбачев мог бы по своей инициативе представить ответы на вопросы, которые в деле все еще остаются без ответа», — уверен Повилайтис.

По мнению представляющего его адвоката Альбертаса Буты, из собранных в деле данных можно сделать предварительный вывод, что Горбачев мог знать, но сознательно игнорировал информацию, из которой было видно, что подчиненные намерены совершить и уже совершают военные преступления, начав незаконную агрессию против мирных жителей, занимая гражданские объекты, но не предпринял никаких действий, чтобы предотвратить это.

В конце лета 2015 года в документе, представленном Генеральной прокуратуре, была изложена просьба предпринять дополнительные действия в расследовании ответственности бывшего президента СССР и главнокомандующего вооруженными силами Горбачева в деле о событиях 13 января.

«По нашему мнению, ему может и должен быть предоставлен статус специального свидетеля. Также еще раз была отправлена просьба о допросе Горбачева, информируя о предоставленном ему специальном статусе в уголовном процессе. Такая просьба может отправляться не российским правоохранительным органам, отказывающимся сотрудничать с Генеральной прокуратурой Литвы, но и лично самому Горбачеву. Для него, как лауреата Нобелевской премии мира, должно быть делом чести развеять все сомнения и помочь проводимому расследованию», — считает Повилайтис. В повторном документе Генпрокуратуру также просят предпринять дополнительные действия, которые, по мнению Повилайтиса, могли бы помочь найти ответы на вопросы, которых избегает и сам Горбачев.

Отметим, что Литва официально отказалась считать подозреваемым Горбачева и не выдавала ордер на его международный поиск, тогда как более сотни обычных бойцов или руководителей подразделений СССР в Литве считаются подозреваемыми. На них выданы ордеры на аресты.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Литве события 13 января 1991 года официально трактуются как агрессия против независимой Литвы. Считается, что все погибшие — от рук псковских десантников. Любые попытки разобраться в том деле, например, почему часть гражданских погибла от пуль, выпущенных из дореволюционных винтовок Мосина, которых не могло быть на вооружении у солдат, караются законом как отрицание советской агрессии, за что грозит уголовное наказание и лишение свободы.

Также отметим, что в Литве несколько лет назад впервые был публично оспорен ход событий 13 января. Во время прямого эфира местной радиостанции литовский политик Альгирдас Палецкис заявил, что в событиях тех дней больше неясностей, чем ясного, а некоторые свидетели тех событий в различных, в том числе и открытых, источниках утверждают, что жертвы среди гражданских лиц случились из-за провокаций активистов движения за независимость Литвы, то есть самих литовцев. «Выясняется, что, возможно, свои стреляли в своих». За эту фразу Палецкис был осужден по статье «Отрицание советской агрессии» — он стал первым осужденным по этой статье.

О том, что военные не стреляли по гражданским, а автоматы были заряжены холостыми патронами, утверждает и командовавший операцией в Вильнюсе генерал Усхопчик, который в настоящий момент проживает в Белоруссии. Согласно распространённой в Литве версии, войска Советской армии в январе 1991 года пытались захватить власть в провозгласившей независимость от СССР республике; Усхопчик как командир вильнюсского гарнизона несёт ответственность за гибель людей, вышедших на митинг в защиту литовской независимости и расстрелянных советскими военными. Официальный Вильнюс не смог предоставить властям Белоруссии удовлетворительных оснований необходимости выдачи Усхопчика. В настоящее время генерал проживает в Минске.

Тем временем сам осужденный за свои высказывания Альгирдас Палецкис собрал десятки свидетельств живых очевидцев, которые утверждают, что видели выстрелы с крыш домов, тогда как советские солдаты находились внизу у телебашни. Также есть свидетельства, что на место столкновения из моргов литовскими властями подбрасывались трупы, которые потом выдавались за жертв агрессии. Кроме того, существует официальная медэкспертиза погибших в ту ночь. В ней излагается, что, например, один из погибших умер от смертельного ранения от дореволюционной винтовки Мосина.

Напомним, Литва уже арестовала и удерживает под стражей одного гражданина России, который обвиняется в деле о 13 января 1991 года. Полковник запаса Юрий Мель, страдающий тяжелой формой диабета, был задержан 12 марта 2014 года на литовском погранпереходе при возвращении в Россию. 47-летнего калининградца обвиняют в том, что он (в ту пору 22-летний лейтенант) участвовал в штурме Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года.

Всего в деле о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе 69 подозреваемых. Все они граждане России, Белоруссии и Украины и будут судимы заочно.