Эстонские государственные и окологосударственные учреждения, объявившие себя правозащитными структурами, как правило, занимаются не защитой прав человека, а обоснованием их нарушений. Об этом ИА REGNUM сегодня, 4 января, сообщил руководитель эстонского независимого правозащитного центра «Китеж» Мстислав Русаков, подводя итоги 2015 года. К таким госучреждениям «бюджетной правозащиты» он отнес Эстонский центр по правам человека, который за целый год так и не оказал практической помощи жителям страны. Это тем показательнее, что независимый центр «Китеж», используя значительно меньшие ресурсы и не имея госфинансирования, дал за полгода 2015 года около 200 юридических консультаций онлайн, а его интернет-форум с бесплатными консультациями посетили более 11 тысяч пользователей. Кроме того, напомнил Русаков, по мнению сотрудников Эстонского центра по правам человека, самым чудовищным нарушением прав человека в Эстонии является то, что до сих пор ещё есть русские школы.

Русаков процитировал председателя Совета другой бюджетной «правозащитной структуры» Института по правам человека Марта Раннута, который заявил, что «в Эстонии не нарушаются права национальных меньшинств, потому что в Эстонии у национальных меньшинств никаких прав нет. Честно говоря, с последним даже сложно не согласиться. Действительно де-факто их нет», — отметил эстонский независимый правозащитник. Он напомнил, что в 2015 году в Эстонии был назначен новый канцлер права, выполняющий также функции омбудсмена. Опыт эстонских независимых правозащитников свидетельствует: каждый новый канцлер права хуже предыдущего. Так, прошлый канцлер права запретил русский язык в частных школах, учреждённых местными самоуправлениями. Новая канцлер права пошла дальше: по её мнению, русские школы вообще надо ликвидировать.

Что касается изменений в законодательстве Эстонии, то они в 2015 году носили больше косметический характер. Так, по словам Русакова, упростился процесс получения эстонского гражданства детьми неграждан: если раньше их родители должны были проявлять активность, то теперь гражданство даётся автоматически. Также упростились бюрократические процедуры по предоставлению видов на жительство топ-специалистам.