Решением Малоярославецкого районного суда Калужской области накануне, в Международный день мигранта, были освобождены из-под стражи в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства (СУВСИГ) УФМС России по Калужской области два беженца из Сирийской Арабской Республики: Мухамад Ал-с — гражданин Сирии и Мухсен Л-ай — палестинец, лицо без гражданства. Об этом сегодня, 19 декабря рассказала в беседе с корреспондентом ИА REGNUM поверенный правозащитного центра «Мемориал» в Калужской области Любовь Мосеева-Элье.

По ее словам, в пятницу, ближе к вечеру судебные приставы отконвоировали беженцев из СУВСИГ, что в калужской деревне Якшуново, из места принудительного содержания — на железнодорожный вокзал «Калуга-1». И лишь только на следующее утро сирийские беженцы, после почти двухлетнего незаконного заключения, смогли воссоединиться с семьёй и земляками. В ФМС России нет нормативных правовых актов об обеспечении освобожденных денежным довольствием от места заключения до места жительства, как это, например, есть во ФСИН России. По этой причине за калужскими сирийцами приехали родственники на автомашине, из соседней Московской области, где сирийцы компактно проживают в Ногинском районе. Все три сирийские семьи беженцев из Алеппо и из-под Дамаска сильно пострадали: например, был обезглавлен боевиками ИГИЛ на глазах многочисленного клана старейшина рода.

По приезду в Россию, где у сирийцев уже проживали близкие родственники, получившие временное убежище, молодые люди пытались войти в процедуре поиска убежища, но процедура так затянулась, что сирийцы начали испытывать нужду. Тогда они обратились за помощью к земляку-предпринимателю, у которого была небольшая пошивочная мастерская в Малоярославецком районе Калужской области. Земляк-предприниматель — гражданин Турции — предоставил работу молодым сирийцам. Но в середине апреля 2014 года калужский иммиграционный контроль неожиданно появился на фирме, где задержал и беженцев, и их работодателя. С тех пор сирийского пошивочного бизнеса в Калужской области нет. Предприниматель выслан из России в Турцию, ему наложен запрет на въезд. А молодые сирийские беженцы на 1 год и 8 месяцев попали за решётку. При этом, они не знали: когда закончится их мучения: и это было одним из самых неприятных моментов, не считая жестокого обращения с беженцами из Сирии в калужском СУВСИГ, где по их рассказам с письменным подтверждением для Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) сильно избивали, да и содержались они в ненадлежащих условиях. Один из сирийцев был так сильно изувечен, что не мог даже три дня принимать пищу, воду и вставать с постели.

Калужский СУВСИГ находится в бывшей сельской школе и совершенно не приспособлен для содержания заключенных иностранных граждан. Так, на момент задержания сирийцев в центре был всего один туалет на 100 человек. Заключенные жили по 20 человек в одном школьном классе и практически без воздуха. В центре не было дворика для прогулок. И хотя номинально сирийцы полтора года были под защитой государства и должны были содержаться не как нарушители (а их так неправильно определили калужская миграционная служба), а на самом деле они находились в поиске убежища и по закону должны были содержаться в совершенно других условиях. Ведь фактически эти люди ничего не нарушили.

О том, что сирийские беженцы, находящиеся в процедуре поиска убежища, незаконно задержаны калужским иммиграционным контролем, а потом по решению Малоярославецкого районного суда помещены для высылки в калужский СУВСИГ, в московском комитете «Гражданское содействие» узнали от родственников сирийских беженцев. Сотрудник Комитета Елена Буртина немедленно связалась с юристом-правозащитником сети «Миграция и право», работающим в Калужской области, и выделила в качестве переводчика сирийского журналиста-беженца Муиза. Однако, коллегия по административным делам Калужского областного суда оставила решение, вынесенное по первой инстанции, в силе, а сирийских беженцев — под стражей.

Ситуация осложнялась тем, что начальник УФМС России по Калужской области наотрез отказывался заверять доверенность юристу-правозащитнику и всячески препятствовал общению сирийских беженцев с внешним миром: и с правозащитниками, и с адвокатами, и с родственниками, и даже с членами Общественной наблюдательной комиссии Калужской области.

Находясь в состоянии правовой неопределенности, в добавок в ненадлежащих условиях содержания в Калужском СУВСИГ, один из сирийских беженцев спустя 9 месяцев заключения совершил побег и сейчас находится на свободе. Впрочем, власти видимо даже и не собираются его искать. Как впоследствии написал об этом факте ЕСПЧ: «Один из заключенных сирийцев совершил побег и находится на свободе». В целях защиты прав сирийских беженцев руководитель сети «Миграция и право» Светлана Ганнушкина направила в калужский СУВСИГ московского адвоката Наталию Голованчук, которая при поддержке адвоката Надежды Ермолаевой действовала довольно энергично, и успешно оспорила решения калужских судов в ЕСПЧ. В итоге ЕСПЧ вынес решение в пользу заключенных беженцев из Сирии, указав требование о немедленном освобождении их из-под стражи. За полуторагодичное незаконное содержание под стражей в калужском СУВСИГ каждый заключенный сирийский беженец получит по 9 тыс. евро компенсации.

«Впрочем, у освобожденных сирийцев ещё много «беготни» по инстанциям: они находятся в процедуре поиска убежища, но окончательное решение по выдаче им статуса государственной защиты пока ещё не состоялось», — подчеркнула правозащитник из Калуги.