«Никак не могу согласиться с термином «меньшинства» по отношению к гагаузскому народу», — заявила башкан (глава) Гагаузии Ирина Влах на состоявшейся в Кишиневе конференции «Меньшинства и построение инклюзивного общества: Молдавия, Украина и международная практика», передает корреспондент ИА REGNUM.

«В 1994 году гагаузы отказались от построения собственного государства и согласились на статус широкой автономии в составе единой и независимой Республики Молдова, — напомнила Влах. — Таким образом, гагаузы являются одним из государствообразующих народов Молдавии. У русских, украинцев, болгар, поляков и других народов, проживающих в нашей стране, есть «большая родина». Но у гагаузов нет другой родины, кроме Молдавии».

При этом башкан подчеркнула, что «с каждым годом мы можем констатировать нарастание процесса отдаления жителей Гагаузии от общественно-политических процессов в Республике Молдова». «Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать количество выходцев из региона на руководящих должностях в центральных органах власти — в правительстве, Высшей судебной палате, Конституционном суде, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии, специализированных агентствах и ведомствах. На память приходят только наши депутаты в парламенте, заместитель министра информационных технологий и, пожалуй, все. В этих структурах на ответственных государственных должностях вы с огромным трудом найдете хотя бы несколько специалистов гагаузской национальности», — отметила она.

«Быть может, проблема в общем низком уровне квалификации и образования жителей Гагаузской автономии? — продолжила Влах. — Не думаю. Иначе как объяснить тот факт, что гагаузы добиваются огромных высот в нашей стране в сфере бизнеса, спорта, культуры, общественной деятельности. И только государственное управление и отчасти политика остаются закрытыми сферами. Где жители Гагаузии — нежеланные участники».

Глава Гагаузии считает, что в принятом в 1994 году законе «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» не определено должным образом разделение полномочий между центром и Гагаузией и не заложены полноценные механизмы участия Гагаузии в общественно-политической жизни Молдавии. «Да, глава Гагаузии по статусу входит в состав правительства, а Народное собрание обладает правом законодательной инициативы в парламенте. Но давайте рассмотрим, насколько эти механизмы эффективны. Башкан является членом правительства, однако все решения этого органа принимаются большинством голосов, а не единогласно. В случае своего несогласия по тому или иному вопросу башкан может только высказать особое мнение, но ни более того», — отметила она.

И привела пример: «Министр обороны вышел с инициативой о выделении ста тысяч лей (1 рубль = 0,3 лея — прим. ИА REGNUM ) для участия Национальной армии в государственном празднике в Румынии. Речь идет о дате 1 декабря — так называемом «историческом объединении Королевской Румынии и Бессарабии» в 1918 году. В Гагаузии глубоко возмущены фактом участия вооруженных сил Молдавии в этом «празднике» ликвидации молдавской государственности. Но что я смогла сделать как член правительства? Только проголосовать против этой инициативы и призвать коллег-министров последовать моему примеру. Что касается права Народного собрания выходить с законодательными инициативами в парламент… К сожалению, уже сложилась порочная практика игнорировать эти законопроекты. Они даже не доходят до уровня профильных парламентских комиссий».

«Очевидно, что взаимоотношения между Кишиневом и Комратом, выражаясь языком дипломатов, требуют перезагрузки, — уверена Влах. — А Закон «Об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери)» должен быть подвергнут глубокой ревизии с участием депутатов Народного собрания, парламента Молдавии и при содействии международных экспертов от ОБСЕ и Совета Европы».

В этой связи башкан выразила удовлетворение тем, что на прошлой неделе была возобновлена работа межпарламентской комиссии по гармонизации молдавского и гагаузского законодательства. «Как и в прошлом созыве, в комиссии на паритетных началах будут работать депутаты парламента Молдавии и Народного собрания Гагаузии. Со стороны региональных властей есть огромный интерес перейти от бесплодных политических дискуссий к конструктивному сотрудничеству в законодательной сфере. Искренне надеемся, что этот интерес носит обоюдный характер», — сказала она.

В рамках работы, по словам Влах, необходимо разграничить компетенции центра и региона, а также внедрить «механизмы вовлечения жителей Гагаузии в общественно-политические процессы и систему государственного управления Республики Молдова». «Давно назрело приведение законодательства Республики Молдова, нормативных актов министерств и ведомств в соответствие с Законом об особом правовом статусе АТО Гагаузия (Гагауз Ери). Башкан Гагаузии должен не только входить в состав правительства но и являться по статусу вице-премьером. В парламент Республики Молдова должны избираться по одномандатным округам, как минимум, пять депутатов от Гагаузии. Таким образом, интересы автономии в законодательном органе страны будут представлять прямые избранники от народа, независящие от общереспубликанских политических партий», — отметила она.

Кроме того, сказала Влах, «Гагаузская автономия должна быть представлена в центральных органах власти на уровне заместителей министров, специализированных агентств и ведомств». «Представители автономии также должны входить в состав зарубежных диппредставительств Молдавии хотя бы в тех странах, где особенно многочисленна наша диаспора (Российская Федерация, Турецкая Республика, Украина)», — подчеркнула башкан

Также, по ее словам, должен быть выработан механизм недискриминации интересов Гагаузии при распределении финансов, кредитов и грантов, предоставляемых Молдавии внешними партнерами. «Серьезным препятствием на пути интеграции молодого поколения является и языковой барьер. Требуется жизнеспособная государственная программа по обучению жителей Гагаузии молдавскому языку как иностранному, начиная с детского сада и вплоть до выпускных классов», — считает Ирина Влах.

Она отметила «масштабность предстоящей работы по вовлечению жителей Гагаузии в общественно-политические процессы, протекающие в Республике Молдова». «Это долгосрочный и крайне трудоемкий процесс, требующий огромной политической воли и понимания и желания слушать гагаузскую сторону. Мы также рассчитываем на поддержку международного сообщества», — сказала Влах.

Она также уверена, что в Приднестровье «внимательно изучают модель гагаузской автономии» в контексте будущего урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. «И, к сожалению, многие аспекты функционирования этой модели вызывают резонные вопросы и опасения у официальных лиц и экспертного сообщества Приднестровья», — заявила башкан.

«Я хочу верить, что политический класс Республики Молдова вне зависимости от идеологических взглядов и внешнеполитических предпочтений сможет преодолеть собственные фобии и, наконец, выполнит взятые на себя обязательства перед народом Гагаузии в 1994 году. Только сильная Гагаузская автономия в составе суверенной и независимой Республики Молдова может стать привлекательным примером и для наших сограждан в Приднестровье», — считает Ирина Влах.

Справка ИА REGNUM :

19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и «волонтеров» из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики.

Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального образования, который Кишинев стремится понизить до уровня «обычного молдавского района».