«Полагаю, нужна общественная вовлеченность, постоянные разъяснения, прозрачность, причем прозрачность не только самих решений, но и процесса их принятия. Нужна ясность ожиданий, чтобы все понимали, чего мы ждем, что за реформы и к чему они приведут. В этом заключается просветительская роль экономистов», — заявил 3 ноября помощник президента Белоруссии Кирилл Рудый на конференции «Экономика Белоруссии: снова перед выбором».

Рудый сообщил, что органы госуправления постоянно пытаются провести структурные реформы и ресурсы вкладываются в приоритеты. Примером этому, по мнению помощника президента по экономике, является создание в 2013—2014 годах специальных межведомственных рабочих групп по реформированию отраслей, был принят ряд директив и декретов — по развитию предпринимательства, развитию и поддержке бизнеса в малых и средних городах. Чиновник сказал: «Надо быть объективным и сказать, что реформы идут. Главный итог — они возможны».

«Как мне кажется, восприятие реформ для широких масс ассоциируется с реформами Советского Союза, но сложно сравнить дефицит товаров, который был в СССР, продовольственные карточки с тем, что происходит сейчас в Белоруссии. Сложно сравнить с Сингапуром 1960 года, сложно сравнить с Китаем 1970-х годов, когда были миграция, массовый голод, и это, безусловно, подталкивало власть для действительно серьезных структурных реформ. Ничего этого в Белоруссии нет, поэтому очевидного общественного запроса на проведение реформ, кроме как в узком кругу специалистов, не вижу», — заявил Рудый.

По словам помощника президента Белоруссии, реформы неочевидны и для управленцев, поскольку часто реальная информация от ответственных, компетентных людей в полной мере не докладывается либо докладывается с определенными искажениями, сообщает госинформагентство БелТА. Рудый отметил также, что в Белоруссии нет внешних стимулов для проведения реформ — таковым для стран Центральной и Восточной Европы являлось стремление вступить в Евросоюз. При этом он отметил: «Но все страны, кроме Латвии, после вступления в ЕС приостанавливали реформы. Некоторые даже возвращались к менее рыночному управлению».

В сообщении госинформагентства сказано: «Относительно внешних стимулов для Белоруссии, коими он назвал замедление региональной экономики, падение цен на нефть, усиление влияния России, то в таких условиях страна живет не первый год». Там сказано также: «По его словам, перегрузка госаппарата текущими проблемами не оставляет ни сил, ни времени на принятие стратегических решений. Кроме того, важно, кто именно будет осуществлять реформирование».

Рудый назвал три условия, при которых реформы могут иметь успех в постсоветской республике: разъяснительная работа с населением, запрос на реформы «среднего класса» (по оценкам НИЭИ Минэкономики он составлял 39% в мае 2015 года) и такой же запрос со стороны «политической элиты». Он констатировал: «Последние годы у нас появился в правительстве, национальном банке определенный поколенческий сдвиг. Более того наше правительство и Нацбанк с 2013 года вне зависимости от того, кто их возглавляет, формируют программу экономических реформ. То есть можно сказать, что произошел и ментальный сдвиг. Как ни крути, они предлагают реформы. Поэтому с каждым годом одни и те же реформы разрабатываются не для международных организаций, а для самой страны. Они осознают их необходимость».

Как сообщало ИА REGNUM, Александр Лукашенко провозгласил построение в Белоруссии «рыночного социализма» («социально ориентированной рыночной экономики»). Почти 20 лет построения «белоруской модели» опиралось на мощную поддержку России, открывшей для постсоветской республики свой рынок и регулярно предоставлявшей финансовые ресурсы. Сокращение спроса в России и ослабление внешней подпитки приводило к кризисам в Белоруссии — нынешнему (начавшемуся в конце 2014 года) и предыдущим. Лукашенко уверен, что альтернативы ему в президентском кресле нет, равно как и «рыночному социализму».