В начале мая заголовки прессы Турции и армянской диаспоры обошла новость о том, что активисты движения «Нор Зартонк» и их сторонники пытаются остановить снос бывшего детского летнего лагеря «Камп Армен». Кампания набирала обороты и со временем по эффекту ее стали сравнивать с реакцией на убийство Гранта Динка в 2007 году.

norzartonk.org

Активисты этого движения и все сочувствующие с первого дня организовали дежурство на территории «Камп Армен». Оно продолжается уже несколько месяцев вплоть до сегодняшнего дня. В центре Стамбула прошли две крупные манифестации под девизом «Хватит откладывать — Верните «Камп Армен» армянскому народу». Члены парламента и общественные деятели призывали городские и республиканские власти решить проблему и вернуть детский лагерь армянской общине. В дело вмешались общественные и правозащитные организации Турции, премьер-министр обещал найти решение.

В чем же проблема и почему это место вдруг стало таким важным?

История детского лагеря Тузлы, более известного как «Камп Армен», началась несколько десятилетий назад. В 1950-е годы армянская протестантская церковь на улице Гедикпаша взяла на себя заботу о детях, прибывавших в Стамбул из Анатолии. У части этих детей были семьи, некоторые остались сиротами. В основном это были выходцы из армянских поселений востока страны, разрушенных и лишившихся большей части обитателей в результате геноцида 1915 года. В подвальном этаже церкви для таких детей работала школа.

В 1962 году фонд этой церкви на собственные средства и законным порядком приобрел участок земли в стамбульском районе Тузла, чтобы устроить там летний лагерь для своих подопечных. За время своего существования «Камп Армен» стал домом для 1500 ребят в возрасте 8−12 лет. Здесь они учились и отдыхали.

В начале 1970-х годов наступили сложные времена для благотворительных фондов, созданных при церквях и других институциях религиозных меньшинств. Еще в 1936 году все эти фонды законом обязывались задекларировать свою собственность, прежде всего недвижимую. В 1974 году государство запретило им приобретать новое недвижимое имущество. Незаконно приобретенным объявили ту недвижимую собственность, что была куплена, получена в дар или унаследована этими фондами в период с 1936 по 1974 год. Под это решение попал и «Камп Армен».

Ссылаясь на отсутствие этой собственности в декларации 1936 года, власти конфисковали земельный участок, но уже с построенным на нем зданием, и безвозмездно передали его прежнему владельцу, Саиту Дурмазу, у которого он был куплен в 1962 году. Церковь не получила никакой компенсации. Дурмаз впоследствии вторично продал земельный участок. Новый собственник, узнав историю этой школы, тоже поспешил продать землю. Так лагерь несколько раз сменил владельцев.

«Камп Армен» продолжал функционировать до 1983 года. Еще несколько лет после армянская протестантская церковь потратила на судебное разбирательство, которое, тем не менее, завершилось в 1987 году не в ее пользу. С конца 1980-х годов участок и здание фактически были заброшены. Хотя еще не раз, вплоть до недавнего времени, церковь пыталась вернуть «Камп Армен» юридическим путем.

В 2011 году, в связи с изменениями в законе о благотворительных фондах, правительство Турции объявило о готовности вернуть недвижимую собственность, конфискованную у фондов армянской, греческой и еврейской общин, либо компенсировать ее стоимость, если она была продана третьим лицам. Однако в реальности под эту «амнистию» попадала лишь небольшая часть конфискованных объектов. Не коснулось это изменение и дела «Камп Армен», поскольку правительство отказалось признавать этот лагерь конфискованной собственностью.

Весной 2015 года стало известно, что нынешний владелец Фатих Улусой хочет снести здание лагеря, чтобы расчистить участок для нового строительства. 31 марта 2015 года муниципалитет Тузлы выдал ему соответствующее разрешение. Эта новость дала старт новому, теперь гораздо более масштабному, витку борьбы за возвращение «Камп Армен» его законному владельцу — армянской протестантской церкви Гедикпаша.

Активное участие в кампании принимали члены Демократической партии народов, в частности Каро Пайлан, тогда кандидат в депутаты, а впоследствии депутат парламента. Он одним из первых прибыл в «Камп Армен» 6 мая, когда начался снос, чтобы совместно с активистами «Нор Зартонк» предотвратить его. В первую очередь активисты стали добиваться аннулирования разрешения на снос.

Маркар Есаян, тогда еще кандидат в депутаты парламента от Партии справедливости и развития, обсуждал судьбу лагеря с премьер-министром Ахметом Давутоглу, который пообещал найти решение. Борьбу за лагерь поддержали представители правозащитных и общественных организаций Турции.

Если в мае городские и республиканские власти были настроены положительно, то сейчас дело «Камп Армен» висит в воздухе.

Нынешний владелец участка готов передать его обратно фонду армянской протестантской церкви, однако, что вполне понятно, он ожидает компенсации и не намерен передавать собственность безвозмездно.

Как представляют себе решение проблемы защитники лагеря? С их точки зрения, компенсация — дело государства, ведь некогда этот участок был куплен армянской протестантской церковью, а затем конфискован государством и безвозмездно возвращен продавцу. Таким образом, проблема была создана несправедливым решением о конфискации купленного фондом имущества. Поэтому решение существующей сейчас проблемы также должно исходить от правительства.

Активисты, в свою очередь, надеются на благополучный исход дела. Как отмечал в начале кампании Саят Текир, представитель «Нор Зартонк», власти были склонны решить дело вне суда.

Параллельно проведению кампании волонтеры занимались наведением порядка на территории лагеря, расчищали и обустраивали помещения, например, провели электричество, организовали водоснабжение.

Существует мнение, что правительство не хочет создавать прецедент, который в будущем может спровоцировать похожие дела, хотя желание выработать решение конкретно для случая «Камп Армен» присутствовало. Кроме того, снос лагеря, после стольких месяцев громкой кампании, уже невозможен, что еще раз ставит вопрос о его дальнейшей судьбе и необходимости решения проблемы между государством и владельцем. Причем решение это будет находиться скорее в политической плоскости, нежели в юридической. Снос невозможен и технически: на территории лагеря организовано круглосуточное дежурство, там постоянно присутствуют люди.

Повседневная жизнь в «Камп Армен» протекает разнообразно. Лагерь стал местом проведения мастер-классов, дискуссий, конференций, концертов, показов кино и т.д. После теракта в Суруче на его территории посадили 32 деревца в память о жертвах этой трагедии. Новости о жизни лагеря и о ходе кампании регулярно появляются на странице в социальной сети Facebook и на специально созданном сайте.

Всем желающим попасть туда приходится преодолевать немалый путь. Как уже упоминалось, лагерь расположен в районе Тузла, что в азиатской части Стамбула. Если отправляться туда с европейского берега, то сначала придется пересечь Босфор и добраться до автобусной станции в районе Кадыкёй, откуда сесть на автобус до Тузлы. Ехать придется больше часа на самую окраину Стамбула, в район малоэтажной частной застройки. От остановки «Тузла» до лагеря остается еще минут пятнадцать пешего пути. Иногда такая дорога отнимает 2−2,5 часа.

«Камп Армен», занимающий довольно обширный участок, окружен невысокими частными домами. Найти его с первой попытки непросто.

Двухэтажное здание лагеря выглядит основательно несмотря на то, что почти треть его была в начале мая разрушена бульдозером и продолжает лежать в руинах. За несколько месяцев волонтеры наладили свой быт, чтобы можно было находиться на территории лагеря постоянно. Каждый день дежурят несколько человек, к ним иногда присоединяются друзья, сочувствующие, а также журналисты. Летом насчитывалось несколько сот посетителей за неделю. Жители соседних домов и власти Тузлы оказывают лагерю поддержку и помощь. Например, местные электрики бесплатно наладили проводку.

Изнутри и снаружи здание покрывают лозунги, граффити и плакаты с выражением сочувствия и поддержки. Окна одного из залов завешены фотографиями детей, которые посещали лагерь в разные годы и даже участвовали в его строительстве. В одном из этих ребят несложно узнать Гранта Динка, чье имя часто звучит в связи с «Камп Армен». Здесь он проводил летние месяцы и встретил свою будущую жену Ракель, которая сейчас активно участвует в кампании по сохранению лагеря. Став взрослым, Грант Динк какое-то время был его директором. Во дворе вам покажут посаженные им деревья.

Армянская протестантская церковь, при которой действовал лагерь, расположена в районе Кумкапы на улице Гедикпаша, что буквально в двух шагах от Большого базара. Она собирает этнически пестрых протестантов, службы проходят на армянском, турецком, персидском языках. При церкви и сейчас работает школа. Однако преподавание в ней ведется на восточноармянском языке. Там учатся дети граждан Армении, которые временно обосновались в Турции.

Возвращение «Камп Армен» в его прежнем качестве — летнего лагеря и школы, имеет огромное значение для армян, живущих в Стамбуле и вообще в Турции. Об этом много раз заявляли те, кто ведет кампанию и постоянно дежурит в лагере. Ракель Динк назвала снос лагеря убийством, подчеркнув, что юридически борьба за возвращение лагеря продолжается уже несколько лет. Возмущение и понятные ассоциации вызвал тот факт, что угроза окончательного уничтожения нависла над лагерем в год столетия Геноцида армян.

Сейчас представители армянской общины готовы вдохнуть в это место новую жизнь и открыть на этой территории летний лагерь и школу для детей. Однако теперь он будет открыт не только для армян. В целом там царит оптимистический настрой, но никто не строит прогнозов: о победе кампании можно будет говорить тогда, когда она будет оформлена юридически — документом на собственность на имя благотворительного фонда армянской протестантской церкви. Случай «Камп Армен» важен в более широком контексте прав религиозных и этнических меньшинств, демократизации политической системы, диалога общества и власти. Не зря напрашиваются аналогии с протестами вокруг парка Гези в центре Стамбула.

Еще одна проблема, которая отражается в ситуации вокруг лагеря, это вопрос конфискации недвижимого имущества, вопрос нарушения прав, в том числе имущественных, этнических и религиозных меньшинств. Это те сложные темы, которые до сих пор вызывают болезненную реакцию в Турции.

Группа людей, которая собралась вокруг «Камп Армен», представляет разные этнические группы (армяне, турки, курды), идейные или политические направления (в основном левые). Каждый из этих людей видит свой смысл в сохранении детского лагеря на окраине Стамбула.

А что это значит для армян Турции? Как выразился Саят Текир, это преодоление молчания и страха, готовность требовать восстановления нарушенных прав. И это не только вопрос собственности. «Камп Армен» — еще и самый важный памятник геноциду и дань памяти его жертвам.