Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер направляется в четырехдневное ближневосточное турне. По данным газеты Deutsche Welle,вечером 16 октября главу немецкой дипломатии ожидают в Иране, а затем он посетит Саудовскую Аравию и Иорданию. Тема переговоров самая актуальная — война в Сирии. Примечательно, что Штайнмайер станет первым главой МИД ФРГ, посетившим с 2003 года иранскую столицу. У него запланирована встреча с руководителем внешнеполитического ведомства ИРИ Джавадом Зарифом и президентом Хасаном Рухани. Вот какую цель ставит перед собой Штайнмайер: «Мы должны стремиться к тому, чтобы построить мосты между Ираном и Саудовской Аравией. Это позволит усадить за единый стол переговоров всех региональных партнёров». Пресс-секретарь МИД ФРГ Мартин Шефер разъясняет позицию своего патрона: «Только политическое соглашение, достигнутое с участием Ирана и Саудовской Аравии, положит конец насилию в Сирии и принесет стабильность в регион». Едва ли Эр-Рияд и Тегеран пойдут в настоящее время на мирную передышку, особенно когда сражения в Сирии становятся все более ожесточенными, а в йеменском Адене по-прежнему сильна «Аль-Каида», получающая военно-техническую помощь от просаудовской «арабской» коалиции.

Иван Шилов ИА REGNUM
Германская империя уже строила железную дорогу Берлин — Багдад

Берлин готовит наступление по многим фронтам: 18 октября, когда Штайнмайер прибудет в Саудовскую Аравию, самолет канцлера Ангелы Меркель приземлится в аэропорту Анкары. У Меркель запланированы переговоры с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и премьер-министром Ахметом Давутоглу. В отличие от саудовско-иранской тематики Штайнмайера, она будет разговаривать о курдах, «многие из которых в последние годы получили политическое убежище в Германии и других странах ЕС», передает агентство Reuters.

Дипломатическая активность ФРГ на Ближнем Востоке удивительным образом совпала с заявлением министра иностранных дел России Сергея Лаврова, заявившего о том, что Москва оказывает военно-техническую помощь Сирии, Ираку и местным курдам. Причем делает это с согласия Багдада и при поддержке Вашингтона. «Мы неоднократно говорили, что в тех случаях, когда для взаимодействия центрального правительства и правительства Иракского Курдистана необходимо подкрепить их усилия в борьбе с терроризмом, мы это делаем с согласия и через центральное правительство», — отметил Лавров. Единственное, что остается делать Анкаре, — вызвать послов России и США, выразить им официальный протест относительно того, что Москва и Вашингтон поддерживают сирийских курдов из «Демократического союза», которые борются с террористами «Исламского государства» на севере арабской республики. Американцы проявляют решительность: 11 октября самолеты ВВС США сбросили 50 тонн боеприпасов на севере Сирии.Чем ответит Германия?

Пока немцы стараются сохранить баланс интересов. В интервью Reuters высокопоставленный германский чиновник заявил на правах анонимности, что Берлин может включить Турцию в список «безопасных стран», автоматически уменьшив шансы граждан республики получить убежище в Старом Свете. Не исключено, что этот деликатный вопрос — просьба самой Анкары, которая пытается таким образом ограничить миграцию курдов в ЕС, повлиять на активность их европейской диаспоры, непрерывно пополняющей свои ряды за счет соплеменников из стран Ближнего и Среднего Востока. Готова ли Меркель порвать нити с формирующимся Курдистаном, который упорно восстает из обломков Сирии и Ирака? Большой вопрос. Тем более что ранее канцлер прямо заявила о том, что «всегда была против членства Турции в ЕС», и «президент Эрдоган прекрасно знает об этом». Интрига заключается в следующем: курды превратились во влиятельную военную силу, которую Турция уже не в состоянии сдерживать в одиночку; Сирийский и Иракский Курдистан — не только этнокультурные, но политические образования, которые связывают свою дальнейшую судьбу с Москвой и Вашингтоном. Поэтому Берлин не желает оставаться в стороне, пытается запрыгнуть в последний вагон поезда под названием «Большой Курдистан». Официальная риторика увязывает визит Меркель с проблемами миграции, которая направляется в Германию через Турцию. Разумеется, это правда, но не вся правда. Ведь немцы, озабоченные судьбами сирийских беженцев, могли бы посетить их лагеря в соседнем Ливане, где проживает более 1 млн 113 тыс. человек.

Перефразируя знаменитый римский слоган, можно с уверенностью заявить, что в мировой политике все дороги теперь ведут в Сирию. Магистральное противоречие этой игры — саудовско-иранские противоречия, которые носят экзистенциальный характер. Бойцы ливанской «Хезболлы», простившиеся 12 октября с одним из своих командиров — генералом Хасаном Хусейном аль-Хаджем, знают об этом не понаслышке. Как уточняет телеканал Fox News,иранский военачальник, в начале 2000-х участвовавший в боях с Армией обороны Израиля на территории Ливана, был убит в северо-западной провинции Идлиб. Что дальше?

14 октября Fox News передает репортаж о планах монархий Персидского залива по закупке израильской системы ПРО «Праща Давида» и противоракет «Хец-1» и «Хец-2». Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ, Кувейт, Катар и Оман готовы потратить миллиарды долларов, чтобы противостоять «растущим ракетным арсеналам Ирана». Посреднические услуги по сделке берет на себя американская корпорация Raytheon, которая разрабатывала ПВО «Железный купол» (англ. — Iron Dome) совместно с израильской Rafael. Суннитские столицы впечатлены тем, как израильская система ПВО отработала конфликт в Газе 2014 года. Воинственная «тень» Ирана настолько их испугала, что они готовы закрыть глаза на перманентный конфликт с еврейским государством. «Иран пытается подорвать и свергнуть правительства в нашем регионе в течение многих лет», — заявил министр иностранных дел Бахрейна Халид бин Мохаммед аль-Халифа. По его словам, Тегеран имеет большой потенциал в области высокоточного оружия, который усилится после снятия экономических санкций. «Иранцы вложили много денег в эту программу, разработали методику и тактику, чтобы победить нашу противоракетную оборону. Их стратегия состоит в увеличении ракетных арсеналов, что позволит сокрушить любую систему ПРО, которую мы создаем в Персидском заливе», — резюмирует аль-Халифа, не скрывая паники, проникшей в ряды арабских монархий.

На Ближнем Востоке спешно выстраивается система сдержек и противовесов. Американцы используют тактику «кнута» и «пряника». С одной стороны, Вашингтон лоббирует заключение ядерной сделки с Тегераном, а с другой — помогает Эр-Рияду и его союзникам перевооружится на случай большой войны с иранцами. США начинают работать на нюансах. Готова ли Германия пойти по этому тернистому пути? Об этом мы узнаем в ближайшее время.