У пребывающего с двухдневным визитом в Армении первого заместителя президента Ирана Эсхака Джахангири довольно широкая повестка, в том числе культурного плана.

Коллаж ИА REGNUM

Встреча с президентом Армении, Католикосом, председателем парламента и премьер-министром. Кроме участия в армяно-иранском бизнес-форуме планируется посещение Музея-института древних рукописей «Матенадаран», а также приема по случаю 250-летия основания Голубой мечети в Ереване.

Как обычно бывает при визитах высокопоставленных лиц Ирана в Армению, пищи для размышления официальные заявления сторон дают мало. «На встрече был обсужден широкий круг вопросов, касающихся дальнейшего сотрудничества между Арменией и Ираном. Мы выразили удовлетворение в связи с благополучным завершением переговоров по ядерной программе Ирана, выразив уверенность, что это поможет дальнейшему развитию сотрудничества в двустороннем и многостороннем форматах», — сказал премьер-министр Овик Абрамян после встречи с иранским коллегой.

В свою очередь Джахангири отметил: «Ограничений для развития отношений между двумя странами нет. Достигнутые соглашения между Ираном и «шестеркой» открывают новые возможности для развития экономических связей. Присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу также открывает новое окно возможностей. Было также решено предпринять необходимые шаги по созданию таможенного механизма, действующего по принципу «одного окна» на армяно-иранской границе».

В любом случае новые нотки в заявлениях зазвучали, что обусловлено геополитическими сдвигами вокруг небольшой армяно-иранской границы. Стартовавший процесс снятия санкций с Ирана, формирование ЕАЭС, развитие сирийского конфликта по новому сценарию привели армяно-иранские отношения к новой ситуации. Ситуация эта главным образом обусловлена тем, что у Ирана развязываются руки в деле развития своих региональных амбиций в северном направлении. Причем именно через Армению, с которой у Ирана традиционно безоблачные отношения в политической сфере.

В условиях отсутствия политических разногласий между двумя странами, развитие экономических и хозяйственных отношений, наблюдаемое до введения последней порции санкций в отношении Ирана после 2012 года, оставляло желать лучшего. Многие уже готовые к активной реализации совместные армяно-иранские проекты приостановлены. В настоящее время торговый оборот Армении с 80-миллионным Ираном составляет всего 6% от всего объема внешнеэкономической деятельности Армении.

Тесные социально-экономические связи (именно связи, а не их следствие — торговля и инвестиции) Армении с Ираном обусловлены не только богатой и влиятельной армянской общиной в Иране, но и тем фактом, что Иран, по сути, — единственная граничащая с Арменией страна, с которой у Еревана безоблачные отношения. В этих условиях в 2012 году группа экспертов ООН представила доклад, в котором буквально говорилось следующее: «Одно из граничащих с Ираном государств информировало группу о предложениях со стороны Ирана на открытие новых финансовых организаций. Эти просьбы не были удовлетворены, по-видимому, из-за обременительного законодательства этой страны». «Одно из государств» — это Армения, и дело было вовсе не в иранском «обременительном законодательстве». «Несмотря на то, что Армения отрицает незаконные банковские договоренности, Иран, по словам дипломатов, не оставил попыток экспансии в этой стране, а представители США в очередной раз сделали предупреждение армянским коллегам по поводу ужесточения финансового контроля», — отмечал тогда источник в группе экспертов ООН.

В докладе одной из западных спецслужб от мая 2012 года, опубликованном Reuters в 2013 году, говорилось: «Растущее давление на банки Турции и ОАЭ заставило Центробанк Ирана искать финансовые альтернативы в странах, которые работают без соблюдения западных директив. Зажатый международными санкциями Иран стремится расширить свою банковскую деятельность в Армении. Иран проявляет растущий интерес к соседней Армении именно тогда, когда увеличивается международная изоляция Тегерана со стороны западных стран и спецслужб с целью «задушить ядерную программу» ИРИ. Опора для местной валюты в такой бывшей советской республике, как Армения, которая имеет тесные торговые связи с Ираном и прилагает все усилия для установления более тесных связей с ЕС, могла бы упростить для Тегерана сокрытие платежей с иностранными клиентами и обман западных спецслужб, пытающихся предотвратить расширение иранских ядерной и ракетной программ».

И не случайно, что в июне того же года госсекретарь США Хиллари Клинтон в ходе визита в Ереван обсудила эту проблему с президентом Сержем Саргсяном. Информацию о том, что этот вопрос был затронут в ходе встречи Клинтон и Саргсяна, слил в прессу сам Госдеп.

Эта тема всплыла и у WikiLeaks. В частности, в депешах американского посольства в Ереване указывалось, что два иранских банка — Sepah и Mellat в обход санкций осуществляют в Армении транзакции. Отчитываясь перед начальством в Вашингтоне, сотрудники американского диппредставительства писали, что потребовали (!) у МИД Армении рекомендовать Центробанку Армении усилить бдительность при мониторинге иранских финансовых транзакций, проводимых через принадлежащий Ирану филиал банка «Меллат» в Ереване.

Все вышеописанное касается периода до середины 2012 года, после чего против Ирана были введены новые санкции, направленные на большую финансовую изоляцию Ирана. В настоящее время прямое давление на Армению с целью ограничения финансово-хозяйственных отношений с Ираном постепенно сходит на нет. А Иран, вопреки логике автора вышеотмеченного доклада («Иран проявляет растущий интерес к соседней Армении именно тогда, когда увеличивается международная изоляция Тегерана со стороны западных стран и спецслужб»), по всей видимости, намерен развивать отношения с Арменией в приоритетном порядке, даже в условиях ослабления своей изоляции.

Так что в отношениях Ирана и Армении ничего не изменилось, изменились обстоятельства. И в этом кроется главная причина первого с начала снятия санкций против Ирана высокого визита в регион.