Выборный процесс в Белоруссии нуждается в устранении существенных недостатков, после чего его можно будет проверить на практике и говорить о его честности и демократичности. Об этом говорится в опубликованном ОБСЕ заявлении международных наблюдателей от 12 октября, осуществлявших мониторинг и оценку президентской кампании 2015 года в Белоруссии.

Международные наблюдатели в своём заявлении констатировали: официальному Минску предстоит продемонстрировать политическую волю для проведения комплексных реформ и проделать значительный путь в выполнении своих обязательств в рамках ОБСЕ по проведению демократических выборов. Предстоит устранить существенные недостатки выборного процесса, констатировали европейские эксперты. По их мнению, некоторые серьёзные проблемы, в частности — во время подсчёта голосов и сведения результатов, подорвали честность выборов.

«Очевидно, что Белоруссии предстоит длительный путь по выполнению взятых на себя демократических обязательств. Недавнее освобождение политических заключённых и доброжелательное отношение к наблюдателям были позитивным развитием. Однако, надежда, что это позволит более обширный избирательный процесс, в полной мере не осуществилась», — заявил специальный координатор и руководитель миссии краткосрочных наблюдателей ОБСЕ Кент Гэрстедт.

«Учитывая предыдущие обещания, я особенно разочарован недостатками процесса подсчёта голосов и сведения результатов. Мы надеемся, что белорусское правительство будет иметь политическую волю для проведения полноценного процесса реформ, который мы готовы поддержать», — сказал представитель организации.

Среди позитива эксперты ОБСЕ отметили, что агитационная кампания и процедура голосования прошли мирно, все кандидаты имели возможность осуществлять агитацию по всей постсоветской республике и могли беспрепятственно донести свои предвыборные послания. Предвыборная агитация была малозаметной и активизировалась в последние две недели. При этом лишь один кандидат — представительница прозападной оппозиции Татьяна Короткевич — открыто критиковал Александра Лукашенко, что предоставило избирателям ограниченный выбор, считают наблюдатели.

Согласно заявлению, процесс голосования в день выборов получил положительную оценку в 95% наблюдаемых избирательных участков, однако большому количеству наблюдателей не было позволено проверить списки избирателей, а на 47 участках были обнаружены, предположительно, одинаковые подписи. Процесс подсчета получил негативную оценку наблюдателей в 30% наблюдаемых избирательных участков, что указывает на значительные проблемы, а в 25% наблюдений процесс сведения результатов получил негативную оценку и наблюдалось отсутствие прозрачности.

«11 октября избиратели имели возможность сделать свой выбор открыто в присутствии большого количества национальных и международных наблюдателей. Однако процедура подсчёта голосов должна быть значительно усовершенствована. Выборы не ограничиваются днём голосования. Соответственно, в Белоруссии следует реформировать нормативно-правовую базу для того, чтобы обеспечить полностью конкурентную политическую среду. Это основное условие для долгосрочной демократичной стабильности страны», — сказал глава делегации ПАСЕ Реха Денемеч.

Глава делегации ПА ОБСЕ Джеймс Уолш отметил: «Предстоит проделать значительную работу, в первую очередь в области более представительных избирательных комиссий, а также честности и прозрачности процесса подсчёта. Мы надеемся, что конструктивный подход, продемонстрированный официальной стороной в отношении нашей миссии, будет продолжен для достижения нашей общей цели».

Авторы заявления обратили внимание на то, что Центризбирком Белоруссии зарегистрировал 8 из 15 групп, подавших заявления на сбор подписей, а затем зарегистрировал четырёх кандидатов в президенты. Однако процесс верификации подписей был недостаточно прозрачным, подрывая уверенность в избирательном процессе, считают в ОБСЕ. Там отметили также, что кандидатам была предоставлена возможность донести свои предвыборные послания через ограниченную медиасреду. По итогам медиамониторинга стало ясно, что СМИ уделяли наибольшее внимание Александру Лукашенко как должностному лицу. Помимо этого, некоторые государственные СМИ освещали события, подавая политические послания в пользу руководителя постсоветской республики, который не принял участия в теледебатах.

Высокопоставленные чиновники и представители власти осуществляли агитацию в рабочее время в поддержку Лукашенко, сказано в заявлении, и некоторые из этих мероприятий проходили на государственных предприятиях. Также агитацию в его поддержку осуществляли финансируемые государством «общественные объединения и организации» (объединение бюрократии РОО «Белая Русь», БРСМ и другие). На основании этого международные наблюдатели в своём заявлении констатировали: были созданы неравные условия для осуществления агитации, граница между интересами сторонников и государством была стёрта.

Нормативно-правовая база постсоветской республики после предыдущей выборной кампании не претерпела существенных изменений, считают наблюдатели. По их мнению, и до этого она была оценена как недостаточно обеспечивающая проведение выборов в соответствии с обязательствами ОБСЕ и другими международными стандартами. Наблюдатели обратили внимание и на то, что существующие положения и законодательные акты 2011 и 2012 годов ограничивают основные свободы объединений, собраний и волеизъявления.

«Предстоит работа по улучшению избирательного законодательства, поскольку предыдущие рекомендации, в частности по сбалансированному составу избирательных администраций и по процедурам дня выборов, так и не были учтены. Есть очевидная необходимость в улучшении прозрачности и независимости избирательных комиссий», — сказал глава долгосрочной миссии БДИПЧ/ОБСЕ по наблюдению за выборами посол Жак Фор. Он подчеркнул: «Нормативно-правовая база в области избирательного права в том виде, в каком она сейчас существует, ограничивает основные свободы».

ЦИК проявила доброжелательное отношение к международным наблюдателям, но вместе с тем отсутствие чётких и прозрачных правовых критериев отбора членов территориальных и участковых избирательных комиссий оставили процесс назначения членов комиссий, который не был инклюзивным, в полной компетенции органов местной власти, считают авторы документа. Они отметили также, что система регистрации избирателей является излишне либеральной, позволяя регистрацию на участках для голосования в день голосования без достаточных юридических мер предосторожности.

В ОБСЕ отметили, что за президентской кампанией 2015 года в Белоруссии осуществляли долгосрочное наблюдение и регулярно публиковали свои заключения три независимые группы гражданских наблюдателей. Аккредитацию получили около 43,5 тыс. гражданских и более 900 международных наблюдателей, включая наблюдателей от ПАСЕ (впервые с 2001 года). Почти 2/3 всех аккредитованных гражданских наблюдателей представляли общественные объединения, финансируемые государством. В то же время были интерпретированы и применены с ограничениями законные права гражданских и международных наблюдателей. В заявлении также подчёркнуто, что наблюдатели не уполномочены следить за всеми этапами избирательного процесса.

Как сообщало ИА REGNUM, президентская кампания в Белоруссии 2015 года фактически стартовала в прошлом году. По данным ЦИК, в ходе досрочного голосования отдали свои голоса около трети избирателей, а с учётом данных по основному дню голосования (11 октября) количество проголосовавших приблизилось к 90%. Центризбирком Белоруссии в ночь на 12 октября озвучил предварительные официальные итоги кампании, согласно которым за Лукашенко проголосовало 83,49% избирателей.

ЦИК Белоруссии в лице Лидии Ермошиной заявил 13 октября о том, что удовлетворен предварительным заключением миссии ОБСЕ по наблюдению за президентской кампанией 2015 года. Окончательные итоги президентской кампании 2015 года в Белоруссии будут подведены 16 октября, а очередная инаугурация бессменно правящего с 1994 года Александра Лукашенко на «пятый с половиной» срок состоится не позднее 11 декабря.