Парагвайская война стала самым крупным военным международным конфликтом в Южной Америке в XIX веке. В Аргентине и Уругвае эта война известна под названием «Война Тройного Союза», как «Большая Война» — в Парагвае. Она длилась шесть лет. Началась в декабре 1864 года и завершилась лишь в конце 1870 года, со смертью Франсиско Солано Лопеса, диктатора Парагвая.

Флаг Бразилии

Основные причины войны таковы. С самого начала своей независимости, с 1811 года, парагвайские лидеры старались не вступать в конфликты с соседями в регионе Платы. Но данная политика самоизоляции закончилась с приходом к власти диктатора Франсиско Солано Лопеса в 1862 году. Отметим, что в 1864 году Бразильская империя была замешана в вооруженном конфликте в Уругвае (своей бывшей провинции). Бразильские военные вторглись в Уругвай и свергли диктатора Агирре, лидера партии Бланко и союзника Солано Лопеса. Лопес категорически был против вторжения Бразилии в Уругвай. Как отмечают некоторые бразильские историки, он полагал, что следующей целью Бразилии должен быть Парагвай, и поэтому стал активно готовиться к войне. Отметим и то, что в данный период Бразильская империя вообще не имела регулярной армии, а всего лишь располагала контингентом национальной гвардии императора Дон Педру Второго. Это примерно 23 тысячи солдат, по сведениям бразильского учёного Кьявенато. Поэтому у Бразилии тогда не могло быть серьезных планов вторжения в Парагвай.

Парагвай в тот период был страной развитой и производил практически всё необходимое для внутреннего потребления. Некоторые историки ссылаются на стремление Парагвая получить выход к океану, чтобы не зависеть от господства и контроля со стороны Аргентины на дельте реки Ла Платы, в Платинском заливе. Другая версия гласит, что британская корона была не заинтересована в том, чтобы Парагвай дальше развивался в автономном режиме, независимо от британских интересов и капитала, создавая отрицательный (рисковый) прецедент и модель для других стран региона, которые уже сидели на «игле» британского капитала, в том числе Бразильская империя. В конце концов, Великобритания нашла способ спровоцировать власти выступить против Парагвая через конфликт с Уругваем, где Великобритания имела большое политическое и экономическое влияние.

Правительство Парагвая приказало захватить бразильский корабль Marquês de Olinda в порту парагвайской столицы Асунсьон и, вслед за этим атаковало бразильский город Доурадуш в провинции Мато Гроссу. Это был прямой вызов к началу войны. В мае 1865 года Парагвай также совершил несколько рейдов по восточной части Аргентины с целью охватить военными действиями бразильскую провинцию Рио Гранде ду Сул. В результате Бразилия, Аргентина и Уругвай создали т.н. военный Тройной союз против Парагвая.

В ходе боевых действий, которые начались с большим превосходством Парагвая, возникали тактические недопонимания между командующими армиями Бразилии и Аргентины. Поэтому император Дон Педру Второй назначил в 1867 году Луиса Алвеса Силву (будущий Duque de Caxias) руководить бразильской армией. Именно под командованием Кашиаса бразильская армия была реорганизована, хорошо укомплектована и стала более эффективной. Среди важных битв, где бразильская армия одержала победу, можно назвать такие, как Humaitá, Itororó, Avaí, Angostura и Lomas Valentinas. В начале 1869 года бразильские военные взяли Асунсьон, столицу Парагвая. Война завершилась в марте 1870 года, около Андских Гор, где произошла битва Серро Кора, в ходе которой был пойман и убит диктатор Лопес.

Очень болезненным последствием этой войны для Парагвая была потеря около 80% населения страны, в большинстве своем мужчин старше 20 лет. Цифра потерь колеблется между 300 и 800 тысячами человек. Но точных данных о количестве потерь нет. Население всей страны тогда составляло около 1 миллиона человек. Также Парагвай потерял около 40% своей территории. Эти земли отошли в пользу Бразилии и Аргентины. Бразилия оккупировала Парагвай, и это военное присутствие длилось более 10 лет. Была уничтожена почти вся промышленная база Парагвая, из-за чего экономика страны после войны перешла полностью на существование за счет сельского хозяйства и деградировала. У Парагвая возник огромный долг перед Бразильской империей, который был прощён бразильским диктатором Жетулиу Варгасом уже в 40-е годы ХХ века. Парагвай в социальном и экономическом плане был полностью сломлен и упал в большую долговую яму перед иностранным капиталом.

С другой стороны, война с Парагваем также наложила отпечаток и на Бразилию, которая тоже попала в долговую зависимость и была вынуждена делать иностранные займы, главным образом у Великобритании. В военно-политическом плане другим важным последствием той войны для Бразилии стала ускоренная модернизация и институциональное укрепление бразильской армии. Большинство офицеров было образованными людьми, среднего и высшего классов, которые вели активные дебаты между собой и в светских кругах страны о будущем Бразилии, о нарастающих общественных проблемах в стране и т.д. Когда эти офицеры вернулись в свои родные города и в столицу империи, в Рио-де-Жанейро практически сразу стали требовать больше политических прав для себя, осознавая свой новый статус в рабовладельческом, монархическом обществе. В конце концов, именно эта часть военной элиты поддержала либерально-республиканское движение, которое совершило военный переворот, устранило главу страны и объявило Бразилию республикой 15 ноября 1889 года. Фактически именно Парагвайская война сплотила народ Бразилии. И именно после этого события бразильцы стали ощущать себя единой нацией.

В декабре 2014 года исполнилось ровно 150 лет с начала самого страшного конфликта на нашем континенте, где в боях и от разных болезней погибли по меньшей мере 60 тысяч бразильцев. 150 лет спустя и парагвайцы еще чувствуют ту глубокую рану, которая осталась от войны.

На сегодняшний день Бразилия имеет как бы две стороны отношений с Парагваем. С одной стороны, это активный и растущий торговый баланс между двумя странами, который вырос за последние годы на 300% и дошел до 4 млрд долларов. Бразилия экспортирует ежегодно в Парагвай на более чем 3 млрд долларов различной продукции, вкладывает большие инвестиции. Например, вдоль почти всей бразильско-парагвайской границы именно бразильцы покупают участки земли, вкладывают большие деньги в технику, удобрения и рабочую силу, развивают сельское хозяйство и получают большие дивиденды. С другой стороны, парагвайцы часто демонстрируют агрессивность и недоверие в отношении бразильцев. Очень часто местное население вступает в конфликты с бразильскими предпринимателями и даже вторгается в их частную собственность. В Парагвае есть мнение, что Бразилия — это имперская соседняя страна, которая не только вкладывается в экономику Парагвая, но и эксплуатирует, и постоянно вмешивается.

Гидроэлектростанция ИТАИПУ (Itaipu — поющий камень), возможно, самый большой символ во взаимоотношениях между Бразилией и Парагваем в послевоенный период. Символ диалога и взаимопонимания. Отметим, что нормализация парагвайско-бразильских отношений началась только в 1941 году, когда президент Бразилии Жетулиу Варгас осуществил первый официальный визит в Парагвай, простил долги за период войны и начал процесс возвращения документов и захваченных в ходе конфликта трофеев. В 1965 году происходит открытие Моста дружбы в городе Фозду Игуасу, который соединяется с городом Пуэрто Игуасу в Парагвае. А в 1973 году подписывается Договор Итаипу о строительстве самой большой в мире гидроэлектростанции на границе двух стран (на реке Парана) и с равным правом эксплуатации: 50% для Бразилии и 50% для Парагвая. Также именно в столице Парагвая в 1991 году происходит знаменитая встреча четырех президентов региона для подписания Договора о создании MERCOSUR, что стало новым этапом в политических отношениях стран Южного Конуса в Южной Америке.

Но до сих пор остались и нерешенные вопросы. Парагвай требует и ждет возвращения меча Солано Лопеса и знаменитой парагвайской пушки El Cristiano, отлитой из бронзы разных церквей страны. В заявлениях политиков Парагвая эта тема до сих пор не забыта, и население этой страны очень трепетно относится к теме возвращения документации и трофеев. Часто парагвайцы создают дополнительные проблемы во взаимодействии с правоохранительными органами Бразилии в сфере борьбы с наркотрафиком и трафиком оружия.

Однако необходимо понимать, что Бразилия только начинает восстанавливать свой законный статус сверхдержавы в Южной Америке. И нашим друзьям и соседям следует привыкать к большей гегемонии Бразилии в регионе. Бразилия — это страна, которая еще только начинает просыпаться от долгой политической и военной спячки.

Павел Грасс — социолог, Католический Университет Рио-де-Жанейро, Бразилия, специально для ИА REGNUM

Читайте также об этом: Добьётся ли Парагвай признания геноцида, организованного Великобританией?

И кроме того: Бразильские военные вторглись на территорию Парагвая