Россия. Чистильщик обуви

Минэнерго РФ озвучило на Общественном совете сокращение нефти на старых месторождениях и начало добычи на шельфе примерно с 2020 года. Но на шельф геофизическая заявка в ООН только подана, и впереди десятилетия борьбы за права — в одиночку против десятка стран!

Что нужно России в подкрепление борьбы, так это заявка историческая. Ее смысл — Россия первая страна, начавшая освоение берега и остров Северного океана, оставила там материальные следы, Арктика неотъемлемо вошла в культуру русского народа.

Изучить письменные исторические источники с самых ранних — в архангельских, московских, питерских архивах, архивах городов Сибири, стран Северной Европы для оценки вклада русских путешественников и исследователей в освоение Арктики.

Археологические экспедиции на острова и побережье Северного океана для изучения стоянок и поселений поморов, изучить скандинавские отчеты по обнаруженным следам поморской культуры.

Топонимика Северного океана — на ее русскость.

Фольклор Севера России и стран Европы — на присутствие в нем русских мореходов Северного океана.

По письменным, археологическим, фольклорным, топонимическим источникам объективно оценить вклад Северной Европы и Америки в Арктику — не боясь обидеть и вступить в дискуссию с учеными этих стран, не боясь опровергнуть свои же выводы периода 1990х. Подготовить том разногласий, и нашей трактовки истории освоения Арктики другими народами.

Работу разделить на два этапа — первый, срочный — опираясь на существующую литературу и источники. Второй, более протяженный по времени — с исследованием ранее неизвестных источников и объектов археологии.

Эту подлинную историю Арктики и роли России в ней, внедрять в российское и мировое научное, культурное, информационное пространство — особенно стран Арктического совета, в международные правительственные и неправительственные структуры. Через сотрудничество с общественными и научным кругами признающими ведущее российское участие. Помочь создать новые общественные и научные организации, признающие ведущую роль русских в освоении Арктики — обществ потомков русских на Севере Америки, Аляске (бывшая Русская Америка), скандинавских странах.

Это — почти единственное, что может принести архангельская наука в обоснование прав России на Арктику. Сердце Русского севера здесь — архивы, памятники истории, археологии, исследовательская база, научные имена прошлого, и какая-никакая научная школа. Ни в гидрологии, ни в геофизике, заделов у нас не имеется.

Что нужно? Деньги! Поискать в бюджете САФУ, переоценив, например, путешествия «Профессора Молчанова». Где открытия «Плавучего университета» — неплохо бы опубликовать список? Может, плавать не каждый год, а сэкономленные десятки миллионов направить на важную государственную задачу?

Второе — попросить на этот госзаказ деньги. Николай Платонович Патрушев и Дмитрий Олегович Рогозин, каждый по своему направлению курирующие Арктику, наверное, дали бы ответ на проработанные предложения.

Объединить на это московские и питерские, сибирские коллективы ученых — под научным руководством САФУ. Подключить общественные организации Севера России — от поморов, имеющих многовековую историю хождения по Северном океану, ненцев, чукчей — всех влившихся в семью народов России.

Есть одно НО. Определение национальных интересов потребовало бы ревизии многих международных проектов и контактов, унаследованных с 1990х, когда слово «национальные интересы» в Москве считалось бранным. Датировка и ареал нашего освоения Арктики, мнение об эпизодическом характере присутствия североевропейцев будут подвергнуты критике, и научный спор будет жестким. Научные связи с Европой не должны деформировать точку зрения на ведущую роль России. Международное научное сотрудничество займет естественное, вторичное, место, относительно тем представляющих национальный интерес России.

Дело сложное, требующее объединения всех усилий, и я предложил начать его и поучаствовать поморов.

Кто против — никто! Оказалось как всегда…

Первым возразил консул Норвегии, представитель Баренц-секретариата, Андрей Шалев. Переписка велась в личном ФБ, поэтому подробностей не будет. Он писал, что расстроен нападками на русско-норвежское сотрудничество, что делает все это для Архангельска. У меня нет оснований сомневаться в его словах и мотивации. Но кто против сотрудничества? Пока архангельская молодежь ходила с норвежскими флагами, Норвегия применила к России санкции, Столтенберг возглавил НАТО. Эта организация расширилась на страны бывшего СССР — Прибалтику, Грузию, зашла на Украину — вопреки договорам 1980−90-х, когда Москва распустила Варшавский договор, а США заверили, что НАТО не будет продвигаться к границам России! Норвегия перевооружает ВВС на супердорогие Ф-22 «Раптор», у нас после 10-й армии ПВО к лучшему ничего не изменилось. Когда Андрей Шалев проводит в Архангельске джазовые фестивали, его начальники запрещают продавать России нефтяное оборудование для шельфа, от которого зависит наше благосостояние лет через 15−20!

Норвегия, участвуя в американских играх, ведет себя забавно. Замминистра иностранных дел Норвегии Педерсен, начальник Андрея Шалева, считает: «Российские ограничения на импорт продовольствия, включая рыбу и морепродукты из Норвегии, совершенно не обоснованы», — заявляет он Норвежскому телеграфному бюро. А «санкции ЕС, в свою очередь, обусловлены тем, что Россия нарушает нормы международного права и дестабилизирует обстановку в сопредельном государстве». То есть в нашу сторону санкции — правильно, а в их — нечестно!

Я что-то не слышал на архангельском телевидении оскорблений в адрес норвежских политиков и государственных деятелей. А в Норвегии — пожалуйста! Интервьюируется эксперт по России о поездке Дмитрия Рогозина на Шпицберген, Свальбард, как называют его норвежцы. Признавая, что Рогозин не нарушил законов Норвегии, некий эксперт говорит:

«Он (Рогозин) довольно известный российский политик. Он довольно ярый националист. Он российский шовинист и, несомненно, расист. Он сделал много громких высказываний о странах-соседях, в том числе об Украине, Молдавии, Грузии и других странах, с которыми у России плохие отношения, и он довольно сильно критикует запад, включая Норвегию. Его агитация по Крымскому вопросу и событиям в Восточной Украине привела к тому, что он был включен в список, который был принят и к которому Норвегия присоединилась» (Nyhetene — на канале Nyhetskanalen 2 (TV 2). Эксперт Йорген Хольтен Йоргенсен).

Так кто не хочет настоящего сотрудничества? Кто сводит его к незначительным пиар — мероприятиям, но как только затрагиваются настоящие интересы, белые и пушистые превращаются в жестких и рациональных.

Поэтому если норвежский консул Андрей Шалев действительно хочет спасать сотрудничество, то пусть призовет к порядку в письменном и устном виде телекомпанию оскорбившую нашего вице-премьера Рогозина — куратора Северодвинска и Арктики. Как отреагирует телекомпания — вопрос, но свои обязанности друга выполни!

Если ты по-серьёзному за добрососедство Норвегии с Россией — выступи против санкций! Ну уберут из консулов, но останешься на должности в Баренц-секретариате! Не может быть, чтобы демократические страны Запада сменили бы своего представителя из-за призыва к сотрудничеству с Россией! В крайнем случае гражданина России, хорошего организатора и ученого Андрея Шалева с радостью примут в САФУ — доказывать права России на Арктику.

Высказался по теме и бывший лидер поморов Иван Мосеев. Говорил не о привлечении поморов на национальные задачи, а опять же агитировал за сотрудничество с Норвегией, что от норвежцев денег не брал. Иван Иванович — никто не против сотрудничества, мало кого интересует: брали или не брали вы деньги, — интересует: как стратегическая поморская тема оказалась на той стороне границы? Как поморам и всем нам выбираться из места, в котором оказались благодаря этому? Под вашим руководством «поморские» мероприятия проводились в Норвегии, в «Поморское Братство» принимались десятки норвежских чиновников и политиков, выходили книги, что поморы и норвежцы одно, утверждалось что этнически поморы — не факт, что русские, шли заявки на малый коренной народ с правом не разрешать добычу полезных ископаемых на шельфе! Вы не страдали отсутствием способностей в установлении причинно-следственных связей. Вас, может, прибрали — судя по тщательно прописанной правозащитной биографии в Википедии — как Англия прибирает гонимых с континента, чтобы в шкатулку и достать когда надо? В чем высокое предназначение поморов в современной русской истории, чтобы продолжить славный путь прежних поколений — вот о чем вам надо говорить!

Дай Бог, умный из наших предложит вам тему — «Русские поморы на защите России» — самое полезное использование Вашего потенциала!

Третий отклик, из САФУ, поразил — вместо предложений по вкладу России в освоение Арктики Гуманитарный институт САФУ обсуждает предложение ректората о слиянии кафедр общей и отечественной истории с сокращением штатов! Тот самый сук, на котором сидим мы все, рубят!

Кто бы ни был ректором в Северном арктическом университете, но историческую науку о прошлом Русского Севера следует поддерживать — она козырь не только университета, но и всего населения, переданный в пользование руководителям САФУ и, к сожалению, неэффективно используемый. «История Русского Севера и Арктики» была бы правильным вложением интеллекта и средств и попутным ветром для историков.

Репетиция уже идет — по заказу правительства Архангельской области пишется учебник истории Русского Севера. Правда, те же авторы в предыдущей работе «Летопись Архангельской области» умудрились «омолодить» русское присутствие на Севере на 200 лет, назвав первым северным монастырем не Михайло-Архангельский 12 века, а Лявленский 14 века — непростительная для обоснования прав на Арктику ошибка. Редактор объяснил спешкой и сокращениями, зато приезд Джереми Кларксона в Северодвинск в 2014 году оставил — объёмом в две страницы!

Главное беспокойство — одолеет ли в учебнике русская самоидентификация насаждаемую трансграничную Баренц-историю — носители того и другого видения присутствуют в авторском коллективе учебника. При печальном исходе очередной скандал в Москве похоронит госзаказ на «Историю освоения Русского Севера и Арктики», а историческую науку тихо сольют с физкультурой. Надеюсь, правильное направление обеспечит губернатор Игорь Орлов и обязательная публикация проекта учебника для широкого общественного обсуждения. Ведь нашим детям по нему определять: кто они и где их путь!

Не будет мобилизации науки на большую национальную задачу — будем «слепыми, поводырями слепых».