Ядерная сделка Ирана не сходит с передовиц мировых новостных изданий. На сей раз агентство Bloomberg выступило с прогнозом, согласно которому международные санкции с ИРИ могут быть сняты уже в начале 2016 года. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) увязывает данные сроки с позицией самого Тегерана. «Мы сделаем все, чтобы ускорить нашу работу, но это во многом зависит от действий самого Ирана в решении технических вопросов», — заявил директор МАГАТЭ Юкия Амано, намекая на допуск инспекторов к ядерным объектам республики. Так что у Эр-Рияда и конкурентов Тегерана на Ближнем и Среднем Востоке остаётся всё меньше времени.

utramagazine.ru

Нефтяная война за глобальный рынок углеводородов продолжает ослаблять её участников. Министр финансов Саудовской Аравии Ибрагим Аласаф признался, что королевство сократит бюджетные расходы в связи с падением цен на нефть, передает британская ВВС. Причины лежат на поверхности. По оценке Аласафа, по итогам 2015 года Эр-Рияд недополучит около $40 млрд, но эксперты считают эту цифру заниженной. Американское издание Business Insider подсчитало, что негативная конъюнктура ежемесячно лишает королевство $12 млрд. Эр-Рияд всерьёз задумался альтернативных источниках энергии, основным среди которых является жаркое аравийское солнце.

По этому случаю Financial Times опубликовала подробный материал о Riyadh Valley, инвестиционном подразделении Университета имени короля Сауда, которое специализируется на изготовлении кремниевых фотоэлектрических панелей, преобразующих солнечную энергию в электричество. Король Салман спешит обнадёжить инвесторов, заявляя о том, что экономика страны способна выдержать даже мировой экономический кризис, не говоря уже о нынешнем снижении цен. «Саудовская экономика обладает твердой основой, которая позволяет выдерживать экономические кризисы регионального и глобального уровней, в том числе и преодоление проблем, связанных с низкими ценами на нефть», — цитирует монарха газета Asharq Al-Awsat. Однако среди всех вызовов, о которых говорит король Салман, самым значительным для Эр-Рияда становится Тегеран. Иранцы хотят не только вернуть себе место на рынке нефти, которого их лишили суннитские монархии (и республиканский Ирак) в 2012 году (когда США и Евросоюз ввели против ИРИ международные санкции), но и «справедливой цены» в $70 — $80 за баррель. Именно так расставляет акценты министр нефти Ирана Бижан Зангане, заявляя в интервью телекомпании CNN, что к концу 2016 года Тегеран увеличить добычу на 1,5 млн баррелей, достигнув рекордных 4,2 млн баррелей в сутки.

Гонка продолжается. В августе добыча в странах ОПЕК выросла на 108 тыс. баррелей в сутки до 32,316 млн баррелей. На этом фоне выделяются ОАЭ, где рост составил 150 тысяч баррелей — до 2,95 млн баррелей в сутки. Иран теснят с разных сторон. В оценке нефтяных перспектив исламской республики наметились расхождения. Вместо цифры в 1,5 млн баррелей американские аналитики прогнозируют рост (при отмене всех санкций) в диапазоне от 600 тыс. до 1 млн баррелей в сутки, что при нынешнем спаде в Китае кажется чрезвычайно оптимистичным. Тем временем Индия более чем довольна. В индийском казначействе подсчитали, что бюджет экономит до $1 млрд при снижении стоимости нефтяной цены на один доллар. Тегеран возлагает Нью-Дели особые надежды: Индия — третий по величине торговый партнёр, с 2009 по 2013 гг. эксперт Нью-Дели в Иран удвоился, достигнув $3,3 млрд. «Санкции позволили Индии увеличить присутствие на иранском рынке. Тем не менее нам [индийцам] следует задуматься о качестве и конкурентоспособности. Нью-Дели следует пересмотреть свою стратегию, чтобы развить успех в Иране, достигнутый за санкционный период» — сообщили Bloomberg в Федерации индийских экспортёров.

Саудовская Аравия зажата между Россией и США. Президент «Роснефти» Игорь Сечин отказался присоединиться к Эр-Рияду и другим членам ОПЕК в вопросе снижения нефтедобычи, по которой Россия занимает первое место в мире — 526,7 млн тонн в год. Сечин не исключает роста производства к 2035 году до 700 млн тонн, что изменит углеводородную парадигму не только в суннитских монархиях Персидского залива и в Иране, но и в США. Москва наращивает «нефтяные мускулы» для форматирования глобального рынка углеводородов. Поэтому «перемирие», предложенное Эр-Риядом, кажется излишним. Стоимость Brent в $48 для РФ — не помеха, тем более что на кону стоят вопросы политического и энергетического лидерства в Евразии. Что касается американцев, то для них картина складывается не совсем радужная. «Марка WTI за $45 «убивает» нефтяную промышленность в США», — считает нефтяной аналитик из Energy Aspects Ltd Амрита Сен. Даже в таком варианте можно с уверенностью сказать, что Вашингтон достиг тактической цели — ослабил экономические амбиции Эр-Рияда. Доказательством служат цифры: только за первое полугодие 2015 года среднестатистический уровень нефтедобычи в США не опускался ниже 9,4 млн баррелей в сутки. И это не предел. Goldman Sachs Group предрекает увеличение производства в четвёртом квартале нынешнего года ещё на 130 тыс. баррелей в сутки, пишет Wall Street Journal.

Президент Венесуэлы Николас Мадуро бьёт тревогу, в очередной раз призывая созвать саммит ОПЕК с участием «нефтедобывающих стран, не входящих в организацию». Едва ли Москва и Вашингтон пойдут на подобный манёвр, когда победа кажется такой близкой. Мадуро уверен, что мировая экономика нуждается в цене не ниже $70 за баррель. С венесуэльским лидером все согласны, в том числе и министр нефти ИРИ, который критикует Эр-Рияд и его союзников по картелю за стремление «вытеснить с рынка более дорогую по себестоимости нефть». Разумеется, речь идёт об американской сланцевой нефтедобыче. «За несколько месяцев мы стали свидетелями снижения количества буровых установок в сланцевой отрасли, но теперь все они возвращаются в строй, а уровень производства изменился незначительно», цитирует Зангане агентство Reuters.

Ценовая война выходит на финишную прямую. Пока Саудовскую Аравию лихорадит, Иран присматривается к поставкам нефти и газа в Евросоюз. Тегеран возобновил переговоры по поставкам в ЕС сжиженного природного газа (СПГ) через регазификационные терминалы Испании. По словам Зангане, с таким предложением выступил министр промышленности, энергетики и туризма Испании Хосе Мануэль Сория Лопес, посетивший иранскую столицу накануне. Ставки растут. В ближайшие два года многое изменится.