Русофобам газа не давать! «Северный поток 2» против мании величия Польши
Польша встревожена подписанием соглашения между российским концерном «Газпром» и рядом европейских компаний — немецкой E. On, британско-нидерландской Shell, австрийской OMV, немецкой BASF/Wintershall, французской Engie — о строительстве газопровода «Северный поток 2». Опасения носят как экономический, так и политический характер. Несмотря на то, что в проекте принимают участие представители нескольких европейских стран, для варшавских аналитиков это, прежде всего, «немецко-российское согласие».
Как замечает польский портал Defence24.pl, по завершении строительства «Северного потока 2» существует риск, что проходящий через территорию Польши газопровод «Ямал — Европа» больше не понадобится «Газпрому». Это плохо с финансовой точки зрения для Варшавы и еще хуже со стратегической точки зрения, поскольку на Польшу могут оказать давление с целью закупки «немецкого» газа, который, как мы понимаем, будет на самом деле газом российским. И не только, полагает издание, которое предрекает «огромные последствия» не только для Варшавы, но и Центральной и Восточной Европы, Южной Европы, а также Прибалтики. В этой связи оно вводит геополитическую аргументацию. Хотя в первой половине августа 2015 года глава австрийской OMV Райнер Зеле заявил, что «Северный поток 2» является проектом «европейского интереса» и он надеется, что, «несмотря на политические разногласия, связанные с ситуацией на Украине, он будет поддерживаться Европейской комиссией», варшавские аналитики считают, что за всеми «красиво звучащими лозунгами о стабильности поставок энергоресурсов стоит желание исключить страны Центральной и Восточной Европы из транзитной системы».
Между тем Польша сама претендует на лидерство в возможном газопроводном консорциуме из нескольких стран, который бы простирался от польского СПГ-терминала в Свиноуйсьце до хорватского на острове Крк, в рамках запланированного европейского газового коридора «Север — Юг» (правда, эти терминалы нужно еще построить). Накануне официального вступления в должность в интервью Польскому агентству печати (РАР) президент Польши Анджей Дуда высказался за проведение активной политики в Центральной и Восточной Европе и позиционировал себя «сторонником более тесного сотрудничества стран этого региона — от Балтийского моря до Адриатики и Черного моря. У этих стран есть общий опыт, связанный со второй половиной XX века, и сегодня зачастую они испытывают общие проблемы. Я думаю, что это не только вопросы безопасности, но и экономической ситуации». Эти слова дали основания главному редактору польского портала BiznesAlert.pl Войцеху Якубику предположить, что речь идет о начале операции по подключению Украины к строительству газопроводной сети, которая должна повысить «энергетическую безопасности Вышеградской группы», куда входят Венгрия, Польша, Словакия и Чехия.
Напомним, что в начале июля 2015 года представители Европейской комиссии, а также Австрии, Болгарии, Хорватии, Греции, Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Словении, Албании, Македонии, Сербии и Украины поставили свои подписи под меморандумом об интеграции газового рынка и диверсификации источников поставки голубого топлива. Участники обязались ускорить темп строительства недостающих звеньев газовой инфраструктуры и заявили, что будут работать над оптимизацией использования существующих, так как это нужно для увеличения объема реверсных поставок. Как говорится в официальном сообщении Еврокомиссии, «ряд инфраструктурных проектов, таких как Трансадриатический газопровод (ТАР), СПГ-терминал в Хорватии и системы выдачи из него, усиление систем в Болгарии и Румынии, интерконнекторы между Грецией и Болгарией, а также между Сербией и Болгарией были определены в качестве приоритетных в плане действий, прилагаемом к меморандуму».
Коридор «Север — Юг», считают в Варшаве, позволит странам Центральной и Восточной Европы получить поставки из новых источников, в том числе сжиженного газа из польского и хорватского СПГ-терминалов в противовес системе распределения, которая базируется на основе поставок газа из России. Однако если с российским источником голубого топлива все более-менее понятно, то откуда оно пойдет в «вертикальную» газопроводную систему, ясно не до конца. Хотя бы потому, что нет уверенности в том, что Трансадриатический газопровод, который должен пройти по территории Турции, будет построен, а из Азербайджана по нему пойдет газ.
Что касается СПГ-терминалов, то с ними ситуация следующая. Сдача в эксплуатацию польского терминала постоянно переносится. При этом даже построенный терминал будет способен удовлетворить внутренние потребности Польши только на треть. Что касается Хорватии, то, как заявил в интервью «Интерфаксу» директор стратегического развития трубопроводных систем компании-оператора Plinacro Владимир Дурович, предполагается, что СПГ-терминал на острове Крк появится не ранее конца 2019 года, при этом окончательное решение об инвестировании в его постройку примут лишь к середине 2016 года.
Эксперты высказывают предположения, что хорватский терминал будет ориентирован на «проталкивание поставок на европейский рынок более дорогого сжиженного природного газа из США и других союзных американцам стран за пределами Европы». То же самое можно применить и к польскому терминалу. Однако захочет ли Германия, которая сегодня является ведущим центром по распределению российского газа в Европе и вышедшая с Москвой на проект создания нового газопровода «Северный поток 2», дать возможность Польше и Хорватии проявить себя в качестве конкурентов? Как уже квалифицировал подписанное соглашение между «Газпромом» и пятью европейскими компаниями портал Defence24.pl, «немецко-российский договор непосредственно коррелирует с вопросом немецко-польской солидарности», а его последствия «будут в наибольшей степени влиять на Украину и Польшу».
И это еще один грош в копилку извечных польских страхов. Президент Дуда опасался раскола Европы на первый и второй сорт из-за проблем безопасности и возможности построить базы НАТО в Польше. Министр иностранных дел Гжегож Схетына — из-за вопроса беженцев. Теперь еще прибавляется газопроводный проект. Как говорят в церковных семинариях, если что-то происходит в первый раз — это случайность, во второй — совпадение, ну, а в третий — уже привычка. Чем дальше Варшава пытается противопоставлять в энергетической и иных сферах себя одновременно Берлину и Москве, тем больше шансов, что привычка станет фактом.