28 августа, выступая перед работниками ОАО «Беловежский» в Брестской области, президент Лукашенко кошмарил народ внешними ужасами: «Экономические войны переросли в финансовые. Что такое — Китай девальвировал свой юань аж примерно на 10%? Кошмар, по всему миру ударило. Ближе к нам — Россия в три раза девальвировала, обесценила свой рубль. Это по нам ударило. Наши цены в России наполовину уменьшились — на то же мясо, молоко и так далее. Второй раз по 30−40% девальвировал национальную валюту Казахстан — тоже наш партнёр. На Украине идёт война, я уже про это не говорю — там вообще рухнулось. И мы остались на этом островке. Что делать?»

Александр Горбаруков, ИА REGNUM

Да, ужасно. Интересно, что начавшуюся 24 августа лихорадку на мировых финансовых рынках белорусская государственная пропаганда практически не заметила. Понятное дело, чтобы не вызвать панику и очереди в обменниках. Вот так надо пугать народ, — аккуратно. С одной стороны, чтобы все промахи белорусского госуправления списать на внешние факторы, с другой — чтобы не перестараться. Как в известной шутке: накройтесь белой простынёй и ползите на кладбище, только медленно — чтобы не вызвать панику. Шутки шутками, но это действительно работает. В 2010 году перед выборами зарплаты и пенсии росли как на дрожжах. Тем не менее, политическая обстановка была нервозной, и всё кончилось беспорядками после выборов. Конечно, эти беспорядки ни в коем случае не угрожали падением режима, но сильно навредили имиджу Лукашенко в мире, и тем самым привели к некоторым реально неблагоприятным последствиям.

В этом году ничего подобного нет и в помине. Всё, на что «расщедрилась» власть, — повышение пенсий на 5% с 1 сентября. Смех в зале. Но ничего, всё тихо. Потому что все видели, что творится на Украине. Напугались. Причём, напуганы и те, кто приветствовал Майдан, и те, кто был резко против. Никто не хочет того, что происходит сейчас на Украине. А вот ещё проблемы в Китае, России, Казахстане. Доу-Джонс себя плохо чувствует, опять же. Белорусы оценили свою «стабильность», и ведут себя хорошо. Но ситуация в экономике аховая. Экспорт упал катастрофически. Зарплаты платить нечем. Бизнес в долгах. А кредиты не дают! Десятой доли этих проблем где-нибудь в Латинской Америке хватило бы для очередной революции.

Вот олигарха арестовали. Близкого к «телу». Аналитики утверждают, что дела так плохи, что Лукашенко приступил к «раскулачиванию». Наверное, они всё же неправы. Во-первых, у наших «олигархов» не так уж и много высоколиквидных активов, которыми прямо сейчас можно затыкать дыры. Во-вторых, такие активы несложно вывести из Белоруссии, что они делали и уже быстрее делают после того, как «первый пошёл». Но если аналитики правы, и причиной ареста Владимира Япринцева действительно является начало «раскулачивания», — реально дело швах.

Сколько же ещё продержится белорусский режим? Может статься, что долго. До выборов точно ничего не случится. Выборы (или «выборы»), несомненно, пройдут успешно. Дурачки с флагами фашистских полицаев немного пошумят на площади, и разойдутся. Сразу после этого власти придётся задуматься над вопросом, как будем опускать жизненный уровень населения и социальные гарантии. Сразу или потом. Что придётся опускать — вопросов нет. В 2010—2011 годах все эксперты в один голос утверждали, что белорусский рубль переоценён, и для приведения экономики в хоть какое-то равновесие его надо девальвировать как минимум на 30%. Лукашенко на это не пошёл. Как же, люди за него проголосовали, а он после этого их обкрадёт? Но это всё равно надо было сделать. Возможно, он хотел провести девальвацию попозже. Но экономика не стала ждать. В апреле девальвация началась сама, явочным порядком. И в этом случае она оказалась более значительной. После выборов этого года ситуация будет аналогичной. Сразу после выборов девальвацию не объявят. Будут тянуть. Весь вопрос в том, на сколько месяцев оттянут, и не случится ли самопроизвольная девальвация раньше санкционированной, как в прошлый раз.

Короче, так или иначе, в начале 2016 года белорусов ждёт девальвация национальной валюты, значительное падение уровня жизни и дальнейшее сворачивание государственных социальных гарантий. Что же спасёт белорусский режим от очередных волнений с битьём стёкол и хлопаньем в ладоши одной рукой? Возможно, снова поможет Украина!

Украина неуклонно идёт к экономической катастрофе. Её пока спасают. Списали 20% долга. Хотя от дефолта это не спасает. Министр финансов РФ Силуанов сказал, что о списании российской части долга не может быть и речи. Почему же? Может. Пользуясь развёрнутой во всём мире антироссийской пропагандистской истерикой, украинское руководство может просто ввести односторонний мораторий на выплаты долга России. И ничего с этим не поделаешь (хотя для России это будет только в плюс, т.к. создаст прецедент: «Сколько мы Вам должны? — Вводим мораторий»). Россия в глазах западного обывателя, на мнение которого опираются «демократии», — агрессор. Но к следующему году Европа устанет от украинского «чемодана без ручки». Тем более, ей не нужен ещё один такой же, только поменьше — белорусский. Так что белорусские «оппы» большой поддержки не получат. А на Украине экономика будет валиться всё быстрее. Эпического обвала украинской экономики, который предрекают российские патриотические журналисты, скорее всего, не будет. Украинская экономика будет умирать тихо. Но в этом процессе постепенно проявится тенденция бегства населения из городов в сельскую местность, в более-менее благополучный Киев, и за границу. В том числе, и в Белоруссию.

Протяжённость белорусско-украинской границы — около 1000 километров. Охраняется она не так строго, как границы бывшего СССР. Вообще, такая мощная граница, как граница СССР — очень дорогое удовольствие. Страны, типа Белоруссии, не смогут создать себе ничего подобного. На белорусско-украинской границе уже доходит до кавалерийских наскоков с территории Украины. Беженцы с Украины могут значительно ухудшить ситуацию с преступностью в Белоруссии. Кроме того, зная политические предпочтения многих украинцев, можно сделать вывод, что белорусская оппозиция усилится. Ребята с Украины более боевитые, чем белорусские интеллигентные «змагары».

Ещё до того, как криминальная обстановка станет критической, белорусская пропаганда может раздуть проблему, и подготовит общественное мнение к введению чрезвычайного положения. Вот оно — спасение! Когда режим ЧП введёт, можно будет легко и элегантно подавлять не только криминальные поползновения, но и любые попытки протестов, вызванных падением уровня жизни. Пропаганда всё отпиарит как надо. Лукашенко недавно говорил, что Бог проверяет белорусов? Вот и увидим результаты проверки.