Два бомбардировщика Дуглас А-20 времён Великой Отечественной войны после участия в Международном авиакосмическом салоне МАКС-2015 в подмосковном Жуковском отправятся в парк «Патриот», недавно открытый в Кубинке, сообщил корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 25 августа, сотрудник Русского авиационного общества Дмитрий Литовкин. По его словам, интерес сибиряков к проекту «Алсиб-2015» намного выше, чем со стороны жителей европейской части России, а в США он привлёк гораздо больше внимания, чем в Канаде.

«Не могу не отметить, что недавно завершился перелёт «Аляска-Сибирь», посвящённый 70-летию Победы, — подчеркнул президент России Владимир Путин на открытии авиасалона. — Лётчики из России и США на самолётах времён Второй мировой войны пролетели по этому длинному и небезопасному маршруту, в те годы связавшему наши страны. Теперь они находятся здесь, в Жуковском. Эта инициатива стала достойным вкладом в сохранение памяти о войне, о мужестве и героизме тех, кто боролся с нацизмом».

Напомним, участники проекта «Аляска-Сибирь 2015» повторили маршрут перелёта по легендарной воздушной трассе «Алсиб», по которой из США в СССР в период с 1942 по 1945 год по ленд-лизу были поставлены порядка восьми тысяч самолетов. Чтобы попасть на фронт, каждому из них пришлось преодолеть 14 тысяч км пути. Проект был поддержан правительством России. Его реализация делилась на два основных этапа: американский (Флорида — Аляска) и российский (Анадырь — Москва).

«Шеф нашего частного коммерческого предприятия увлекается сохранением военной истории авиации: у нас есть своё издательство, мы издаём книжки, и есть авиационная мастерская — мы поднимаем исторические самолёты, восстанавливаем их до лётной годности и бесплатно отдаём в музеи, — рассказал Литовкин. — И два года назад родилась такая инициатива — пролететь по трассе Аляска — Сибирь, воспроизвести маршрут времен войны, по которому из Америки поставлялись самолёты. Первоначально идея принадлежала американцам, но к моменту реализации проекта выяснилось, что мы локомотив, а американцы, в том числе из-за санкций, не смогли перелететь Берингов пролив. На американской части маршрута они нас сопровождали на истребителях, а уже дальше, через Берингов пролив, мы пошли на Москву самостоятельно. 17 июля мы стартовали из Флориды — и 7 августа были в Москве. Это было утомительно. Самолёты — 1942−1943 годов выпуска. Технически в них ничего не изменилось с того времени — они абсолютно аутентичные, поэтому для нас были серьёзной проблемой кучевые облака, так как была опасность обледенения и приходилось их обходить, туманы, потому что самолеты летят достаточно низко и была опасность столкновения с горными хребтами. Приборы на этих самолётах есть, но они старые и рассчитаны на те времена. Поэтому и в войну столько погибло самолётов, так как летчики летели по визуальной видимости. Триста пилотов погибло, двести самолётов разбилось. Мы убедились, что им было трудно, на своей шкуре. Наши лётчики зимой летали с температурой в кабине минус 60 градусов. Двери у этих самолётов не герметичны, так что у лётчиков пломбы выпадали из зубов, глаза лопались, руки примерзали к штурвалам. Во время войны самолёты через Берингов пролив до Красноярска гнали наши пилоты. Там их разбирали и отправляли железнодорожным транспортом на фронт. Были специально созданы три перегоночные дивизии. Они занимались поэтапным перегоном самолётов».

«До сих пор живы те, кто помнят эти самолёты и тех, кто их обслуживал, — подчеркнул собеседник агентства. — Мы встречались в Якутске с женщиной, которой сейчас за 90 лет. Она была девчонкой и на тракторе расчищала взлётно-посадочную полосу. Сейчас в этих регионах огромное количество поисковиков, которые занимаются поиском этих самолётов, поднимают их, восстанавливают историческую память. Поэтому идея, которая задумывалась как простой перелёт, переросла в политическую акцию, так как мы сами не ожидали, что может быть такой резонанс. Тысячи приходили нас встречать. В Братске была пробка 10 км, люди бросали машины на трассе и шли пешком для того, чтобы нас встретить. Я уже не говорю про ветеранов и самих поисковиков. Мы застали в основном детей лётчиков или техников. В Якутске есть историк, который публиковал их воспоминания. В Сибири очень много людей, которые глубоко занимаются этой темой, а здесь, в европейской части России, ею мало интересуются».

«Поддержало нашу акцию и государство, — отметил Литовкин. — На МАКСе мы стоим бесплатно. Прекрасно, что и президент на открытии авиасалона о нас сказал. Было решение МИДа, и нас всю дорогу сопровождала Росавиация, и на аэродромах, и на самолёте Ан — 26. Ведь очень сложно получать различные разрешения, особенно когда мы летим на американских самолётах в год, когда с Америкой не очень все хорошо. У них там была аналогичная акция, правда, не такого масштаба. Самолёты с красными звездами летят через всю страну! Они там вообще про Вторую мировую не очень осведомлены. А когда американцы попали в Россию и увидели, сколько приходит ветеранов, поисковиков, у них как-то в голове шестерёнка ёкнула — перестали бояться. С нами было двое американцев-лётчиков и канадский техник. Американский посол нас приветствовал в Москве, а канадский — даже не пришёл. С Канадой у нас отношения совсем плохие».

«Мы надеялись, что для нас это будет шанс, диалог. Русские и американцы вместе решают одну задачу. Это фактически народная дипломатия. Я думаю, что в открытые дни здесь будет много людей и главное, чтобы нас на гвозди не разобрали от интереса. Судя по Магадану, Якутску, Анадырю, Красноярску, Екатеринбургу — были тысячи людей. Ну, а здесь мы стоим первый день, а до этого мы стояли на технологическом регламенте и никого не приглашали», — пояснил собеседник ИА REGNUM.

«27 августа мы планируем передать эти самолёты в фонд Центрального музея Вооружённых сил, а музей планирует их разместить в парке «Патриот», — добавил Литовкин. — Они будут там не просто экспонатами, а летающими экспонатами. Мы думаем продолжить участие в таких авиашоу. У этих самолётов ещё по 600 часов ресурса. Эти самолёты были в Америке на коммерческих рейсах — что-то возили, а у нас так не принято. У нас самолёт если списывался, он подлежал утилизации, а у них — продавался в частные руки. Стоимость одной машины — около 200 тысяч долларов».