Азербайджанская пресса сообщает, что Баку в сентябре посетит глава МИД Украины Павел Климкин. В ходе визита стороны планируют «пройтись по всей повестке дня азербайджано-украинского сотрудничества», но «с упором на политический диалог и экономическое сотрудничество». По данным бакинских изданий, на сентябрь запланирована поездка в Киев президента Азербайджана Ильхама Алиева. Поездка связывается с участием в ежегодном форуме «Ялтинская европейская стратегия» (YES). Вместе с тем не исключается, что Алиев откажется от визита на Украину.

vesti.az

Дело в том, что отсутствие украинского руководства на официальной церемонии открытия Европейских игр вызвало резкое недовольство в Баку. «Разделить с азербайджанцами радость хозяев грандиозного спортивного праздника не пожелал вообще никто из нынешних властей Украины — ни премьер-министр, ни спикер Верховной рады, никто из значимых политических и культурных деятелей», — заявил портал Haggin.az. В свою очередь, украинский политолог Михаил Погребинский объяснил мотивацию действий Киева тем, что «если в Баку приехал Путин, то Киеву там делать нечего». Допустим, но президент Украины Петр Порошенко не удосужился, как это принято в подобных случаях, даже направить приветственное письмо своему азербайджанскому коллеге. Поведение Киева вписывалось в контекст действий Евросоюза, ни один из лидеров которого не приехал в Баку. В ситуации, когда США и ЕС атаковали Азербайджан на так называемом демократическом направлении, объявляя президента Алиева диктатором, руководство Украины, по словам Погребинского, «желало показать, что подобными действиями приобщают себя к Европе» в отличие от «азиатского» Азербайджана.

Выстроенный таким образом новый историко-психологический барьер во взаимоотношениях Киева и Баку нуждается в специальном изучении. По ходу развития украинского кризиса Азербайджан проголосовал в ООН за антироссийскую резолюцию по Крыму, а в период угроз Запада ввести против России энергетические санкции стал позиционировать себя чуть ли не в качестве «главного гаранта энергетической безопасности ЕС». Баку рассчитывал, что Порошенко дальше пойдет «дорогой Гейдара Алиева»: откажется подписать в Минске соглашение по урегулированию кризиса, особенно в части фактического признания субъектности не только Донецка и Луганска, но и воссоединения Крыма с Россией. Но получилось так, что принципы Минских соглашений стали проецироваться на возможные новые подходы в карабахском урегулировании. Только после этого глава администрации президента Азербайджана Рамиз Мехтиев обвинил Запад в грубом вмешательстве во внутренние дела Украины и участии в трагических процессах на киевском Майдане.

«Активное участие Запада в трагических процессах Майдана очевидно, — отмечал Мехтиев. — Представители Запада открыто провоцировали деструктивные силы на неправомерные действия, участвовали в акциях протеста, происходящих в Киеве против законной власти, поддерживали манифестантов, грозили санкциями против тогдашнего президента Украины Виктора Януковича. Все эти действия можно охарактеризовать как непосредственное и грубое вмешательство во внутренние дела суверенной страны». По его словам, «США и ЕС не скрывали того, что они прилагают все усилия для свержения президента Януковича и прихода к власти сил, которые отвечали бы их интересам». Мехтиев также сообщил, что «в разное время и к властям Азербайджана поступала информация, согласно которой определенными силами делались попытки реализовать схожие сценарии и в нашей стране». Тогда же в газете «Ени Мусават» появились утверждения о том, что события на Украине «изменили политический фон для урегулирования карабахского конфликта и породили риски для разрешения проблемы», имея в виду «прямые риски и угрозы, вытекающие из опасного контекста «крымского прецедента».

Азербайджанские СМИ опубликовали фрагменты любопытной аналитической записки: «Присоединение Крыма к России может открыть путь к серьезным изменениям в современной истории Черноморского бассейна. Такой ход событий может дать толчок крупномасштабным геополитическим процессам, наряду с Черным морем, и в близлежащих к нему регионах. Так, формирование системы энергетической безопасности может оказаться в совершенно иной плоскости. Вне всякого сомнения, этот момент стоит в ряду геополитических факторов, интересующих и Азербайджан. Взятие Москвой контроля над всеми энергоносителями, транспортируемыми из Каспийского бассейна в Европу, сформирует совершенно иную картину. Оккупируя Крым, Москва создает прямую угрозу для реализации проекта «Южный коридор». Судьба таких международно-значимых проектов, как TANAP, TAP и т.д., оказывается под вопросом. На фоне этого новое содержание обретает и вопрос энергетической безопасности мира».

Для Баку сложилась неожиданная и во многом парадоксальная ситуация, когда в выстраивании отношений с новыми киевскими властями необходимо руководствоваться принципом «пять раз измерить, один раз разрезать», поскольку речь идёт о возможном «экспорте украинской революции» в Азербайджан, где, по оценке самих киевских экспертов, «роль радикальных националистов, тайно курируемых Западом, будут играть исламисты». Тем более что Запад стал повышать градус критики Азербайджана из-за «прав человека». Вспомним и заявление посла США в Баку Ричарда Морнингстара о возможном майдане в Баку. Судя по многим признакам, Запад готовится к новой геополитической игре, выстраивая «дугу напряженности» по линии Киев — Кавказ. По оценке экспертов, отличие ситуации в Азербайджане от украинского сценария — это «сжатость во времени». Между «Евро-2012» и началом евромайдана на Украине прошло более года. А в Азербайджане осенью нынешнего года пройдут парламентские выборы. Либерально-националистическая оппозиция не скрывает своих намерений связать с этими выборами попытки дестабилизации и организации «майдана», в чём Россия не может быть заинтересована. Президент Алиев, как и у его турецкий коллега Реджеп Эрдоган, должны понять, что усидеть сразу на нескольких стульях уже невозможно, пришло время поставить на силу, которая по-настоящему заинтересована в мире и стабильности на Кавказе.