Парламент Ирана предъявил «желтую карточку» министру экономики Али Тайебниа в третий раз, сообщает «Иран». Открытое заседание Меджлиса состоялось 9 августа. Али Тайебниа должен был ответить на вопросы одного из членов парламента — Мехрдада Базрпаша. Вопросы касались политики министерства в банковской сфере, а также налоговых поступлений за прошедший год. Базрпаш счел выступление министра неубедительным, затем свое мнение выразили все присутствовавшие члены парламента. В результате по итогам сессии 105 законодателей также признали неубедительными его ответы, 80 — проголосовали «за» министра, еще десять парламентариев воздержались; 25 подписей было собрано в пользу процедуры импичмента, однако Тайебниа имеет право на апелляцию. Примечательно, что он стал первым министром в правительстве Хасана Рухани, который получил предупреждение от Меджлиса, и первым, кто уже получил три таких предупреждения.

EPA/UPG

Правительство Рухани к середине срока своей работы уже набрало рекордное количество вопросов и замечаний членов парламента — около двух тысяч, подсчитывает «Эбтекар». Помимо министра экономики, у законодателей были вопросы к министру иностранных дел Мохаммаду Джаваду Зарифу, министру здравоохранения Хасану Казизаде-Хашеми, министру обороны Хосейну Дехгану, министру юстиции Мостафе Пур-Мохаммади, главе Министерства разведки и национальной безопасности Махмуду Алави и другим. Все они «чувствовали тень импичмента, нависшую над их головами». Среди членов кабинета именно Зариф «заработал» больше всего вопросов от парламентариев, однако до сих пор ему удавалось удовлетворять эти запросы. Совсем недавно избежал импичмента министр образования Али Асгар Фани. По мнению члена экономической комиссии парламента Ибрагима Неку, у Меджлиса есть законное право вызывать министров для ответа на вопросы к их работе, однако возможный импичмент Али Тайебниа он справедливым не считает.

Региональное турне Зарифа

За прошедшую неделю глава МИДа Ирана Мохаммад Джавад Зариф побывал с визитами в нескольких странах региона. Одна из целей этого турне дипломата — предложение Ирана относительно мирного решения сирийской проблемы; другие вопросы касаются взаимоотношений ИРИ со странами Ближнего Востока, ситуации в регионе и борьбы с терроризмом и экстремизмом. Об этом во вторник объявила пресс-секретарь Министерства иностранных дел Марзие Афхам, пишет «Мехр». Афхам напомнила три принципа политики Ирана в отношении Сирии: уважение законного права сирийского народа определять собственное будущее и реформы в стране; противодействие вмешательству иностранных сил, направленному на «сведение счетов» с Сирией за проведение независимой политики; противодействие использованию терроризма в политических целях. План, который хочет предложить Иран для решения сирийской проблемы, основан на этих трех принципах.

В начале недели, 11 августа, Зариф прибыл в Ливан, где были запланированы встречи с руководством страны: премьер-министром Таммамом Саламом, министром обороны Самиром Мокбелем, спикером парламента Набихом Берри, министром иностранных дел Джебраном Бассилем, а также с лидером «Хезболлы» Хасаном Насраллой.

Следующим пунктом регионального турне стал Дамаск, куда Зариф прибыл в среду. Его ждали встречи с президентом Башаром Асадом и министром иностранных дел Валидом аль-Муаллемом. Главной целью визита в Дамаск были консультации с руководством САР по поводу плана из четырех пунктов, который Иран собирается предложить для решения сирийской проблемы, пишет «Иран». Реформистская газета «Эбтекар» отметила, что Зариф перешел к более активной региональной политике, другим важным направлением которой сейчас является йеменский кризис.

После Сирии была запланирована поездка в Турцию, однако этот визит перенесен на другие даты. Вместо Турции глава МИДа Ирана отправился в Пакистан и Индию, а далее был запланирован визит в Россию.

Ирано-иракский договор о поставках газа

В результате переговоров между иранской и иракской сторонами составлен проект договора о поставках иранского природного газа в Ирак. По словам представителя Национальной иранской газовой компании, поставки газа начнутся в объеме 4 миллионов кубометров в день и постепенно возрастут до 25 миллионов кубометров.

Помимо экспорта газа, Иран намерен наращивать объемы экспорта нефти. После вступления в силу ядерного соглашения (СВПД) они могут увеличиться на 730 тыс. баррелей в сутки по отношению к существующему объему. Такой рост предсказывает Международное энергетическое агентство в 2016 году. В перспективе это приведет к дальнейшему снижению стоимости барреля нефти, в особенности с учетом того, что другие страны — члены ОПЕК не намерены сокращать объемы добычи нефти, пишет «Тасним».

Между тем, пишет агентство со ссылкой на российские новостные ресурсы, иранскую делегацию еще с начала июля ждут в Крыму. Целью визита должны стать переговоры о поставках иранских нефтепродуктов, о чем рассказал СМИ министр топлива и энергетики Крыма Сергей Егоров. Приезд делегации откладывается из-за некоей «проблемы с загранпаспортами».

Застой на рынке жилья

О непростой ситуации на рынке жилья, которая существует не первый год, иранские СМИ сообщали много раз. На прошедшей неделе об этом писала и газета «Хамшахри». Правительство проводит политику сдерживания роста цен, которая находится в русле общей политики по сдерживанию инфляции. По словам заместителя министра дорог и городского строительства Хамеда Мазахериана, не стоит ожидать резкого роста цен в секторе торговли жильем: наблюдение за рынком показывает, что рост цен на жилье находится ниже уровня инфляции. Рост стоимости аренды государство также пытается сдержать, по крайней мере до конца года. Мазахериан отметил, что сейчас эта сфера переживает застой, однако финансовая помощь может способствовать выходу из этой ситуации. Правительство намерено поддерживать сферу строительства с помощью инвестиций, в том числе чтобы сохранить рабочие места.

Кочевой супермаркет

Корреспондент газеты «Иран» проехалась по тегеранскому метро и написала репортаж о том, как в столичной подземке идет торговля. Описывая внешность и товары торговок, которые ходят по вагонам для женщин (первые и последние вагоны поезда метро предназначены только для дам), она пытается рассказать о том, почему они начали заниматься торговлей в метро. Например, пожилая женщина, которая продает губки по два тумана (меньше 1$), вынуждена содержать своего прежнего кормильца — сына, который стал инвалидом в результате аварии. Следующая героиня — женщина средних лет, которая торгует косметикой и гигиеническими принадлежностями. Голосом, в котором автор статьи услышала мольбу и жалостливость, она рекламировала свои товары и объявляла, что ее цена ниже стоимости в магазине. Эта продавщица тоже является кормилицей в своей семье, состоящей из мужа-наркомана и двоих сыновей 9 и 18 лет. Пока женщины беседовали на платформе, подошла еще одна торговка, дама 29 лет, с тяжелой сумкой. Она продавала кухонные принадлежности и выпечку. Раньше она работала на производстве одежды, с утра и до девяти часов вечера. После развода ей пришлось взять на себя заботу о маленькой дочери, поэтому надо было сократить рабочие часы.

Работа продавцов в метро неофициальна, доход самый различный в зависимости от успеха торговли. Другой герой статьи — вышедший на пенсию банковский служащий, который уже десять лет торгует в метро, чтобы не сидеть дома. 35-летняя женщина, которая продает носки, занимается этим ремеслом вместе с мужем. Другая молодая женщина продает бижутерию собственного изготовления, заинтересовавшимся покупательницам дает свой адрес и рекламирует свою страничку в Instagram. Молодые парни чаще продают наушники и аудиоплееры. Один молодой продавец, юноша 26 лет с дипломом историка, вынужден содержать семью торговлей в метро. Такая работа приносит 30−40 тысяч туманов ежедневно ($10−15 по нынешнему курсу). Женщины в метро, что предсказуемо, совершают больше покупок, чем мужчины. Самая бойкая торговля идет именно в женских вагонах поезда.

В обзоре использованы публикации ежедневных изданий «Иран», «Хамшахри», «Эбтекар» и информационных агентств «Мехр» и «Тасним».