Президент России Владимир Путин и премьер-министр Молдавии Валерий Стрелец. Коллаж: ИА REGNUM

На фоне летнего затишья во внутриполитической жизни Румынии одной из главных тем публикаций румынских СМИ стала ситуация в Молдавии, где в конце июля было назначено новое правительство во главе с либерал-демократом Валерием Стрельцом. В Бухаресте обнаружили внешнее сходство нового молдавского премьера с Владимиром Путиным и на этом символическом основании, в том числе, рассуждают о закате «евроинтеграции» Молдавии и перспективах молдавско-румынских отношений в «эпоху Стрельца».

Он выглядит так, словно думает о важных вещах, свысока улыбается и часто позирует, словно изучил манеры Владимира Путина, пишет о Валерии Стрельце Romania Libera в статье под заголовком: «Похожий на Путина премьер в Кишиневе и разворот на восток». Многие в Кишиневе замечают, что они — Стрелец и Путин — похожи и, что он создан для большой политики.

В то же время Валерий Стрелец, который теперь стал премьер-министром Республики Молдова, скорее напоминает мелкого буржуа, который предпочел бы без лишних хлопот почивать на лаврах и наслаждаться комфортом, достигнутым в последние годы, продолжает Romania Libera. И наверное неслучайно, что лидеры трех молдавских партий, которые называют себя проевропейскими, предпочли Стрельца — персонажа невнятного, без масштаба, который сколотил свое состояние почти исключительно за счет государства — Майе Санду, министру-реформатору, которая доказала приверженность западным идеям и продемонстрировала высокие профессиональные навыки (первой кандидатурой молдавских либерал-демократов на должность премьера была экс-министр просвещения Майя Санду, однако она выдвинула ряд требований, включая отставки генпрокурора и главы Нацбанка, что оказалось неприемлемым для партнеров по правящему альянсу — демократов и либералов; после этого либерал-демократы выдвинули в премьеры Валерий Стрельца — прим. ИА REGNUM).

Для молдаван Майя Санду стала бы по-настоящему проевропейским выбором, пишет Romania Libera. Не только потому, что она была одобрена главными западными канцеляриями, но также потому, что имела четкую программу, от которой не собиралась отступать ни на шаг. Условия, поставленные ею до вступления в должность премьер-министра, легли бы в основу дальнейшего здорового развития маленькой республики за Прутом: замена генпрокурора на представителя ЕС с тем, чтобы юстиция больше не была в подчинении политиков, стоящих у власти, а также назначение специалиста, который работал во Всемирном банке, на должность директора Национального банка, возможность самой выбрать министров, которые сформируют новый кабинет, и обещание лидеров Альянса за европейскую интеграцию представителями Всемирного банка, что все необходимые реформы будут поддержаны.

С таким премьер-министром три партии (Либерально-демократическая партия, Демократическая партия и Либеральная партия), которые поддержали новое правительство, не смогли бы больше проводить политику, основанную на личных и групповых интересах, продолжает Romania Libera. Под их правлением, начиная с 2009 года, Республика Молдова так и осталась захваченным государством. Состояния власть имущих увеличились пропорционально масштабам государственных злоупотреблений, спрятанных за занавесом европейского пути. Валерий Стрелец, избранный на должность премьер-министра, является символом это политической модели. Это один из самых богатых депутатов, то есть олигарх в процессе становления.

Так называемая европейская элита Республики Молдова, выросшая по образу и подобию российской, упивается руководством практически провальным государством, захваченным олигархией, пишет Romania Libera. С таким уязвимым премьером, как Стрелец, ситуация за Прутом может стагнировать до тех пор, пока молдаване, уставшие от обещаний и воровства, не изберут другой путь. Даже не являясь частью стратегии Москвы, Альянс за евроинтеграцию своими политическими маневрами по факту работает в пользу России, которой удобна нефункционирующая Республика Молдова, с бедным, необразованным и легко манипулируемым населением.

Румыния, которая в последние годы была важным игроком за Прутом, похоже, вышла из игры на данный момент, позволив кишиневским лидерам самостоятельно прокладывать свой путь на Запад, затерянный в перипетиях переговоров и подпольных соглашений, продолжает Romania Libera. Брюссель и Вашингтон хотели бы, чтобы Майя Санду была премьером в Кишиневе, но они не могут насильно помочь молдаванам. Сами же они хотят видеть во главе правительства человека, похожего на Путина, и стоят на распутье поглядывая то на Запад, то на Восток. На Западе следует соблюдать слишком много правил и имеется слишком много механизмов, измеряющих размер накопленных чиновниками состояний, отслеживающих рычаги влияния на юстицию, высчитывающих исчезнувшие из государственной казны деньги, осевшие в карманах клиентелы. На Востоке естественной системой управления государством является олигархия, законы пишутся в ее пользу, а наказанию и контролю подвергаются только «предатели». Европейский союз, по мнению кишиневских лидеров, слишком вмешивается в их дела, хоть они и притворяются, что любят, когда их держат под руку. В действительности, они саботируют любой шаг в сторону Запада и осознанно или неосознанно выделывают пируэты в сторону Востока, подводит итог издание.

Голосами довольно непрочного большинства молдавского парламента — либерал-демократов, демократов и либералов (даже от названий этих образований веет конфузом и неэффективностью местной партийной системы, особенно проевропейского сегмента) — удалось избрать правительство Стрельца, пишет Contributors. В принципе, формирование нового проевропейского правительства, тем более объединяющего трио «канонических» партий, относящихся к сближению с ЕС как к благу, по сути своей хорошо. Либералы вернулись в правительство, а коммунисты были устранены из большинства.

Таким образом, будут обстоять дела, по крайней мере до президентских выборов весной следующего года, продолжает Contributors. Если, конечно, остается неизменным конституционное положение о том, что президент избирается голосами 61 из 101 депутата, которое предполагает трудные переговоры за пределами правительственной коалиции (у трех партий Альянса за евроинтеграцию в общей сложности 52 парламентских мандата — прим. ИА REGNUM).

Но даже после утверждения депутатами Кабмина, перед властями страны стоит множество структурных политических проблем, пишет Contributors. Своего рода бомбой замедленного действия для нынешней коалиции остается выдвинутое Майей Санду требование отставки директора Нацбанка и генерального прокурора по причине их несостоятельности в случае с украденным из банковской системы миллиардом (Власти Молдавии с ноября 2014 года «расследуют» дело о выводе из банковской системы страны в оффшоры 1 млрд. евро, что привело к девальвации национальной валюты и острому финансовому кризису, притом что молдавская оппозиция утверждает, что к хищению этой суммы напрямую причастны сами власти Молдавии — прим. ИА REGNUM). И даже если пока этого не произошло, эти идеи продолжают витать в воздухе.

Кто же такой Валерий Стрелец? — продолжает Contributors. Информация, которая о нем доступна, довольно скудная. На первый взгляд он кажется обычным политиком, «ни рыба ни мясо», которого после эпизода с Майей Санду достали в последнюю минуту из-под полов переговоров, скрытых для публики. Депутат 45 лет, который сделал «состояние» в бедной стране, фигура без особых общественных и политических достижений, был принят лидерами трех партий АЕИ-3, вероятно, по принципу того, что он меньше всех будет беспокоить «систему» и при этом будет оперативно реагировать на нужды партий.

Трудно было найти на должность премьер-министра персонажа, окутанного более густым туманом, пишет Contributors. Остается лишь пожать плечами в ожидании того, что конкретно будет делать правительство, потому что реальные дела, в конце концов, важнее, чем персона премьер-министра сама по себе.

Главное, что все поняли, что страна срочно нуждается в функциональном правительстве, приоритетом которого будет работа над восстановлением международного финансирования Республики Молдова, экономика которой находится на краю пропасти, продолжает Contributors. Румынии следует в полной мере воспользоваться своим политико-дипломатическим влиянием и другими возможностями поддержки, чтобы это произошло быстро, и приход зимы настиг молдавскую экономику уже в более или менее стабилизированном состоянии.

Если же отвлечься от этих размышлений, остается общее ощущение политической посредственности кишиневских властей, отсутствие политической воли и надежных решений, пишет Contributors. Европейский союз должен будет работать с этим правительством, а люди за Прутом должны верить, что тупиковая ситуация может быть преодолена, хотя былого энтузиазма, конечно, больше ни у кого нет. Надежды нескольких последних лет рухнули, а ретроградный пророссийский сценарий снова навис угрозой.

Сегодня разыгрывается, по сути, последняя на горизонте нашего поколения европейская карта Республики Молдова, продолжает Contributors. И эта карта, откровенно говоря, не может быть отыграна иначе, чем вместе с Румынией. Настоящая глубокая вестернизация Бессарабии остается, однако, делом весьма далекой перспективы. Ее очертания проявляются время от времени в виде акций небольших, но искренних молодежных движений, требующих однозначного сближения с Румынией. Их действия заметны, по крайней мере, здесь, в Бухаресте.

При этом мы все заметили и то неловкое молчание политических лидеров в Кишиневе, которые, кажется, больше не способны предложить стране ничего, кроме запутанных полумер, коррупции и устаревших формул, пишет Contributors. Срочное политическое обновление проевропейского сегмента, резкое снижение уровня коррупции политико-административного аппарата в Кишиневе, а также реконструкция реформистских партий стали обязательными условиями возрождения надежды за Прутом и избежания прихода к власти пророссийских политических сил, подводит итог издание.

В момент создания в Кишиневе Альянса за евроинтеграцию-3 и утверждения правительства Стрельца впору было бы кричать «Habemus Papam!», пишет Evenimentul Zilei. Особенно после того, как кишиневские партии, называющие себя проевропейскими, на протяжении восьми месяцев всеми правдами и неправдами уклонялись от создания устойчивого большинства, способного проводить реформы, внедрять соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС, всерьез заниматься такими важными вопросами, как безопасность государства Республика Молдова, независимость судебной власти, создание принципов правового государства и борьба с коррупцией.

Правительство Стрельца, однако, сталкивается с весьма сложными задачами на различных уровнях, продолжает Evenimentul Zilei. На уровне отношений с ЕС были приостановлены многочисленные проекты и заморожено (или прекращено) финансирование. На экономическом уровне под угрозой оказалось внешнее финансирование дефицита бюджета. В области финансовой стабильности и безопасности продолжается расследование исчезновения миллиарда со счетов трех крупнейших банков, при этом от правительства требуется нахождение и осуждение виновных в этом лиц, включая политиков.

Между тем, и отношения между Бухарестом и Кишиневом, какими бы хорошо развитыми они не были, не должны восприниматься как должное, продолжает Evenimentul Zilei. И даже напротив, они также требуют кардинального переосмысления и полной перезагрузки.

На сегодняшний день в экспертном сообществе Бухареста сформировалось два разных подхода к отношениям с Республикой Молдова, пишет Evenimentul Zilei. Первый предвещает крах Республики Молдова, и предлагают выдвинуть жесткие условия, то есть применить прагматичный подход, основанный на сиюминутных интересах Румынии, а не быть ведомыми романтизмом и идеализмом братских отношений, в которых блудный сын всегда избалован, привилегирован и ему прощается неблагодарность и скитания по соседям. Как бы ни казалось парадоксальным (сам подход непоследователен в этом отношении), в качестве решения предлагается объединение с Румынией. Правда, предложения этой группы касаемо экономической ситуации гораздо более реалистичны, даже если они не описывают формулу того, как управлять инвестициями в страну, где, как было не раз доказано, иностранные деньги разворовываются и не доходят до проектов, на которые они выделяются.

Второй подход является более политически корректным, продолжает Evenimentul Zilei. Он предполагает поддержку Республики Молдова без выдвижения каких-либо строгих условий этой помощи и базируется на реализме общей идентичности. Это официальный подход, в значительной степени направленный на поддержание приоритетности румынского присутствия в Республике Молдова на всех уровнях, и основанный на изощренной способности помогать даже тому, кто не хочет помощи. Своего рода насильственная помощь независимо от того, кто находится у власти в Кишиневе.

Мы, вероятно, последняя страна в Европе, которая никак не обусловливает свою помощь Кишиневу, пишет Evenimentul Zilei. Но это реалистичный подход, и он привел к экономическому первенству Румынии за Прутом, высокому уровню двусторонней торговли и румынскому доминированию в части политического консультирования в Республике Молдова.

Однако этот последний подход не может продолжаться долго, продолжает Evenimentul Zilei. Давление растет, и если трезво посмотреть на ситуацию, то оказывается, что решения по приватизации госсобственности в Республике Молдова принимались то ли в России, то ли по глупости, но, по крайней мере, без участия компаний из Бухареста.

Новому правительству Стрельца предстоит взяться за глубокие реформы и сбалансировать отношения с Румынией, пишет Evenimentul Zilei. В противном случае в Бухаресте он встретит в лучшем случае дежурные улыбки и продолжение ряда проектов по гуманитарной помощи. Требуется не просто декларативное, но фундаментальное изменение подхода к отношениям Кишинева с Бухарестом. Унионистские же «решения» и проявления не исчезают от того, что их игнорируешь. Данная проблема должна решаться на куда более серьезном и прагматичном уровне — и в Кишиневе, и в Бухаресте, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM:

Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, «Республика Молдова» является «вторым румынским государством», молдаване — «румынами», молдавский язык — «румынским». При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики «Республики Молдова», румынами себя назвали 2,2% жителей республики, молдаванами — 75,8%. 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% — румынский.

Между тем сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских «румынах» искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии — в Валахии и Молдавии — во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина — в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 г. и с 1941 по 1944 г. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий «румынами» и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.