Кризис на Украине стал мощным катализатором интереса российских граждан к происходящему в Белоруссии. Отказ руководства РБ признать возвращение Крыма в состав России, а также проукраинская риторика белорусских властей по поводу конфликта в Донбассе заставили многих русских по-новому взглянуть на «братскую республику», в которую каждый год уходит немалая часть их налогов, и задаться вопросом: «Почему мы должны содержать режим Лукашенко, если он проводит недружественную нам политику?»

главные символы современной белорусской оппозиции — бело-красно-белый флаг и литовский герб — активно использовались гитлеровскими коллаборантами в годы Великой Отечественной войны

К сожалению, внятного ответа на сей вполне закономерный вопрос российские интеллектуалы народу не представили. Так, бессменный лидер российской компартии Геннадий Зюганов, отвечая на вопрос о контрабанде подсанкционной продукции Евросоюза в Россию через территорию Белоруссии, ничтоже сумняшеся заявил: «Родной Белоруссии надо поклониться в пояс. Давайте скажем батьке Лукашенко огромное личное спасибо» [1]. Московские хипстеры, действительно, могли бы сказать Лукашенко: «Спасибо за хамон», однако благодарность со стороны депутата Государственной думы РФ звучит более чем странно.

Не менее странен взгляд на происходящее в Белоруссии у известного российского публициста Николая Старикова, который на одной из встреч с читателями отождествил политику «белорусизации» с «попытками Майдана в Белоруссии», отметив при этом, что в РБ процент людей, готовых участвовать в Майдане, очень мал, и ситуацию в республике полностью контролирует «абсолютно уважаемый нами Александр Григорьевич Лукашенко». Вместе с тем, Стариков заявил: «С некоторыми элементами белорусского национализма я сталкивался, когда был в Минске и выступал перед студентами, там задавали колкие вопросы. А больше всего я расстроился, когда пришёл в минский музей Великой Отечественной войны, а там на первом этаже все надписи на белорусском языке. Пользуясь случаем, можно задать Александру Григорьевичу вопрос: «Александр Григорьевич, что же в музее Великой Отечественной войны в центре города Минска на первом этаже вся эта прекрасная, важнейшая информация не дублируется на русском языке?» [2]. Вероятно, господин Стариков очень удивится, если узнает, что в столице Белоруссии не только надписи в музеях на белорусском языке, но и таблички с наименованием улиц, схемы метрополитена, объявления в общественном транспорте, и это при том, что почти все минчане разговаривают исключительно по-русски.

На другой встрече с читателями Стариков заявил: «В Белоруссии за 20 лет выросло поколение, которое прочитало учебники Сороса. Мне иногда пишут такие граждане Белоруссии и рассказывают, как Россия оккупировала Белоруссию» [3]. Московскому публицисту невдомёк, что это поколение выросло именно при «абсолютно уважаемом нами Александре Григорьевиче Лукашенко» и читало одобренные Министерством образования РБ учебники истории, в которых и правда великоросы зачастую изображаются как оккупанты.

Также обращает на себя внимание неумение российских интеллектуалов «держать удар» в дискуссиях с белорусскими самостийниками. Очень показательна в этом смысле история с заявлениями популярного русского писателя Захара Прилепина о Белоруссии. Сначала Прилепин опубликовал в ЖЖ прекрасный пост, в котором указал на возможность повторения в Белоруссии украинского русофобского безумия и для его недопущения призвал российское руководство «загонять тонны грантов в Белоруссию по развитию культурного сотрудничества, запустить свою литературную, театральную, документальную и музыкальную премию, задавить все источники польской и прочей информации своей креативной и прекрасной пропагандой, посадить туда своих молодых и резвых советников, заодно завести своё собственное досье на всю их прогрессивную оппозицию, просто для того, чтоб понимать с кем имеем дело и как на этих людей можно влиять» [4].

После этого на Захара обрушился шквал критики со стороны самостийников (как свядомых, так и пролукашенковских), и русский писатель тут же скис: «Теперь по поводу вчерашнего поста про Беларусь (Белоруссию). Во-первых, мне совершенно не важно, как называть вашу страну — я готов к любому наименованию, потому что уважаю ваш народ и ваше право на суверенитет… Во славу нашего будущего и свободной Беларуси. Давайте идти друг к другу навстречу, а не в разные стороны» [5]. (К сожалению, Прилепин, как и многие другие великорусские интеллектуалы, искренне не понимает, что «суверенная Беларусь» никогда не будет идти навстречу России, поскольку в основе идеи белорусской «незалежности» изначально заложено противопоставление «свободной и европейской Беларуси» «имперской и азиатской Москве»; только подлинная реализация проекта Союзного государства, предполагающего инкорпорацию Белоруссии в единое с Москвой политическое пространство, может купировать русофобские тенденции в белорусском обществе.)

Наконец, в интервью белорусскому либерально-националистическому изданию «Наша нива» Прилепин и вовсе скатился до утверждений о том, что во взаимоотношениях России и Белоруссии можно не затрагивать тему Русского мира, а российские гранты «могут быть направлены на поддержку белорусской культуры» [6]. Что тут можно сказать… Не беспокойтесь, Захар, белорусской культуре вполне хватает польских и западноевропейских грантов, а также поддержки со стороны белорусского государства. А вот русская культура Белоруссии, увы, находится в загоне, и о её поддержке следовало было бы подумать российским некоммерческим организациям.

Однако российские НКО ведут себя по отношению к Белоруссии ещё более постыдно, нежели русские писатели. 6 июня 2015 года в Могилёве был торжественно открыт бюст великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Эту скульптуру городу подарил фонд «Аллея российской славы» в честь 70-летия Великой Победы. Помимо прочего, на постаменте памятника был размещён отрывок из пушкинского стихотворения «Клеветникам России», написанного в связи с подавлением польского восстания 1830−1831 годов. Установка памятника и особенно отрывок из стихотворения «Клеветникам России» вызвали крайне негативную реакцию со стороны белорусских националистов, считающих польских повстанцев своими героями. Было озвучено требование снести памятник или, по крайней мере, убрать с постамента «агрессивный» отрывок стихотворения. В результате власти Могилёва пошли на поводу у националистов и сорвали с памятника не понравившиеся им строки. Как же на этот наглый плевок в лицо отреагировал российский фонд? Его руководитель, Михаил Сердюков, попросил прощения (!) у самостийных «братушек» за сделанный им подарок: «Я искренне извиняюсь. Я искренне просто не знал, к чему исторически это стихотворение привязано…». И далее: «Я благодарю Бога, что есть такой президент, как Лукашенко, который поддерживает то, что мы в России уже развалили» (7). Вот так: российский общественный деятель на полном серьёзе бьёт челом президенту РБ, который допускает «государственный вандализм» в отношении памяти великого общерусского поэта.

В дополнение печальной картины неадекватного восприятия великоросами белорусских реалий следует заметить, что на российские телеканалы в качестве «экспертов из Белоруссии» обычно приглашают профессиональных «обелителей» президента Лукашенко, которые на все вопросы об антирусских тенденциях в РБ отвечают в духе «Всё хорошо, прекрасная маркиза». Иногда дело доходит до форменного издевательства «белорусских экспертов» над российской аудиторией. Так, в программе «Что делать?», выходящей на российском телеканале «Культура» (который, кстати, упорно не хотят транслировать в Белоруссии), провластный белорусский политолог Юрий Шевцов на голубом глазу заявил, что он «не помнит», исчезли или нет с минских улиц названия на русском языке. «Как-то не обращаю внимания» (8), — лукаво сказал Шевцов, который, конечно, не может не знать о многолетней целенаправленной политике белорусских властей по уничтожению русскоязычной топонимики.

Таким образом, можно с грустью констатировать, что российские интеллектуалы, не говоря уже об обывателях, имеют весьма смутные представления о происходящих в Белоруссии процессах, а потому не могут грамотно противостоять постепенному скатыванию ещё одной постсоветской республики в пучину русофобии и местечкового национализма.

______________________

1. Зюганов Г. О ситуации в Украине, о позиции Лукашенко, о выборах в раду // YouTube. URL: https://youtu.be/ql_m1pYCaFA

2. Николай Стариков — Встреча с общественностью Петербурга 19.01.2015 // YouTube. URL: https://youtu.be/7PB3_xg29XI (с 1:02:27)

3. Выступление Николая Старикова в магазине «Буквоед», 27 апреля 2015 // YouTube. URL: https://youtu.be/SBkgbibwVCs (с 1:01:20)

4. ЖЖ Захара Прилепина. URL: prilepin.livejournal.com/173 349.html

5. ЖЖ Захара Прилепина. URL: prilepin.livejournal.com/173 965.html

6. Захар Прилепин в интервью «Нашей Ниве»: России нужно присутствовать в Беларуси // Наша нива. URL: http://nn.by/?c=ar&i=137 098&lang=ru

7. Як фонд з Кубані адраджае патрыятычны дух расейскага народу на тэрыторыі Беларусі // Радыё Свабода. URL: www.svaboda.org/content/article/27 059 499.html

8. «Что делать?» Белоруссия в битвах на постсоветском пространстве // YouTube. URL: https://youtu.be/tSfad5KOtCM (с 37:00)