Опубликованная в The New York Times статья генсека Совета Европы Турбьёрна Ягланда о том, что Молдавия является государством, «захваченным» олигархами, и рискует стать новой «горячей точкой» для безопасности в Европе, вызвала громкий политический резонанс в Кишиневе. Как передает корреспондент ИА REGNUM, в тот же день премьер-министр Молдавии Валерий Стрелец провел встречи с целым рядом западных дипломатов, включая главу представительства Совета Европы в Молдавии Хосе Луиса Эрреро.

chudesamag.ru
Казнь Марии-Антуанетты.

В правительстве Молдавии признали, что это стало реакцией на публикацию Ягланда. По итогам встречи Стрелец заявил, что Молдавия продолжит курс на «евроинтеграцию». «У нас есть общая цель — продолжать европейский путь Молдавии не только декларативно, но и посредством конкретных действий», — сказал молдавский премьер.

Речь на встрече, в частности, шла о судебной реформе, борьбе с коррупцией, реформе прокуратуры, ситуации в Гагаузии и урегулировании конфликта с Приднестровьем — то есть обо всех сферах, за провалы в которых Ягланд жестко раскритиковал Кишинев.

При этом Хосе Луис Эрреро, по версии пресс-службы правительства Молдавии, подтвердил готовность СЕ поддерживать «европейский курс» Молдавии, в том числе предоставляя экспертизу по тем областям, где это необходимо. «Мы открыты для обсуждения и считаем, что у нас в будущем сложится эффективный диалог. Молдавия является примером для стран «Восточного партнерства», и вы должны сохранять лидерскую позицию», — приводит слова, якобы сказанные представителем СЕ, правительственная пресс-служба.

Молдавские эксперты в свою очередь назвали статью Ягланда беспрецедентным по жесткости политическим сигналом для Кишинева. «Это указание на то, что Молдавия подошла к черте, за которой нет демократии и прав человека, — сказал бывший полпред Молдавии при Совете Европы Алексей Тулбуре. — У Совета Европы нет денег, нет дивизий, но есть огромный международный авторитет. Поэтому при необязательном характере решений этого европейского форума рекомендации СЕ нельзя игнорировать — это наносит серьезный удар по имиджу страны и чревато неприятными последствиями».

Тулбуре выразил мнение, что спустя 20 лет после вступления в Совет Европы Молдавия не соответствует требованиям страны-члена СЕ. «Будь Молдавия в 1995 году захваченным государством (каким является сегодня), ее не приняли бы в организацию… Мы деградировали в смысле демократии. Сегодня мы нарушаем устав Совета Европы и, если изменений не будет, дело может дойти до обсуждения проблемы членства Молдавии в Совете Европы. А это афронт для самого Совета Европы», — добавил эксперт.

В свою очередь бывший премьер-министр Молдавии Ион Стурза высказал мнение, что публикация Ягланда — «это приговор для Молдавии». «Страна представляет угрозу европейской безопасности!.. Молдавия представлена как страна захваченная олигархами, со всеобъемлющей коррупцией и скомпрометированной элитой. Это очень серьезный сигнал, никто не будет терпеть Молдавию как угрозу безопасности в Центральной Европе», — считает Стурза.

Как сообщало ИА REGNUM, в опубликованной в газете The New York Times статье генсека СЕ Турбьёрна Ягланда «Отвести Молдавию от края пропасти» говорится, что Молдавия рискует стать новой горячей точкой на европейской карте, а последствия кризиса в этой стране могут выйти далеко за ее пределы. «Коррупция процветает, а власть в стране все еще находится в руках олигархов, при этом низкий уровень жизни привели к тому, что граждане покидают страну», — пишет Ягланд. По его мнению, властям Молдавии следует поторопиться с проведением реформ, в противном случае эта страна столкнется с серьезным экономическим кризисом.

Ягланд призвал власти Молдавии извлечь урок из событий на Украине. Он посоветовал не забывать, что в Киеве все началось с недовольства населения действиями властей. По его мнению, в стране растет широкое общественное разочарование. Причем раздражение по отношению к элитам испытывают не только сторонники евроинтеграции, но и приверженцы экономического союза с Россией.

Генсек СЕ также заметил, что в последние месяцы наблюдается ухудшение отношений Молдавии с Приднестровьем. Полномасштабный конфликт маловероятен, считает он, но «в таком напряженном окружении» ситуация может выйти из-под контроля.

Читайте также: Ягланд: Молдавия рискует стать новой горячей точкой