Вопрос о введённых Норвегией ограничениях на доступ представителей России, числящихся в санкционных списках, на архипелаг Шпицберген необходимо в ближайшее время вынести на общее собрание представителей стран — членов договора 1920 года. Нужно поставить акценты и обсудить практически волюнтаристские односторонние действия недружественного характера, которые затрагивают интересы не только РФ, но и любого другого государства — члена Шпицбергенского трактата. Такое мнение в комментарии корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 11 августа, высказал член комитета Госдумы РФ по делам СНГ, в прошлом постоянный представитель Российской Федерации при Европейских сообществах Василий Лихачёв (КПРФ).

wikimapia.org
Российский шахтёрский посёлок на о. Шпицберген.

«Шаг, который предпринял по указанию официальных правительственных властей Осло губернатор Шпицбергена, — это, конечно, акт не просто недружественный. К большому сожалению, мы наблюдаем, что наши во многих вещах стратегические партнеры норвежцы вступили в дрифт с радикальными антироссийскими русофобскими силами на площадке ЕС и другими внешнеполитическими партнерами Норвегии, которые сегодня проводят совершенно нелегитимную с точки зрения международного права санкционную политику», — заявил Лихачёв. По его словам, решение Норвегии представляет собой «триаду политико-юридических противоречий».

Во-первых, этот шаг противоречит решению норвежского парламента от 1947 года, в котором за СССР, а сегодня за Российской Федерацией как преемником Советского Союза, норвежская сторона признала наличие особых экономических интересов, обращает внимание Лихачёв. «Подобного рода меры по депортации, по недопущению граждан РФ на территорию Шпицбергена противоречат этому решению парламента», — подчёркивает депутат Госдумы.

Во-вторых, убеждён Лихачёв, решение Норвегии вступило в «глубочайшее противоречие с принципом сотрудничества и с принципом уважения государственного суверенитета». Это принципы фундаментальные, они входят в состав юридических императивов к Уставу ООН, отмечает депутат. Третье противоречие — «очевидное» — касается режима управления Шпицбергеном на коллективной универсальной основе. «Сегодня более 50 государств являются участниками этого международного правового акта, есть механизмы консультаций, есть механизмы принятия решений. Конечно, норвежцы должны были проводить, по крайней мере, в качестве необходимого первого шага консультации с участниками этого договора», — убеждён Лихачёв.

«Это решение лично меня расстраивает еще и потому, что совсем недавно Россия ратифицировала очень важный документ, который практически укреплял интересы Норвегии по рыболовству», — напоминает Лихачёв. По его словам, российская сторона пошла на этот шаг, «понимая интересы Норвегии». «Но очевидно, что такого рода взаимовыгодные шаги для многих наших визави, субъектов этой антисанкционной политики, неприемлемы. Они сегодня предпочитают жить в фарватере отрицательно, нигилистически настроенных к России сил вместо того, чтобы заниматься решением общеевропейских, общерегиональных вопросов», — заключил Василий Лихачёв.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 7 августа в Норвегии было принято временное предписание о депортации с архипелага Шпицберген фигурантов санкционных списков СБ ООН и лиц, охваченных «международными рестриктивными мерами в отношении их передвижения». Под последней категорией подразумеваются те, кто попал под антироссийские санкции ЕС.

В ответ МИД РФ заявил о том, что Норвегии необходимо пересмотреть введённые ограничения на доступ представителей России на архипелаг Шпицберген. «Решительно протестуем против указанного недружественного шага и требуем незамедлительного пересмотра введенных ограничений», — заявили в российском внешнеполитическом ведомстве.

Напомним, Шпицберген (Свальбард) находится под формальным норвежским суверенитетом после Первой мировой войны по решению Лиги Наций. Однако передача Шпицбергена была осуществлена при условии, что за архипелагом сохранится особый международный статус. В 1920 году был подписан Шпицбергенский трактат, который закрепил суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, однако все участники договора (а это более 50 стран) имеют равные права на эксплуатацию ресурсов архипелага. На сегодняшний день экономическое присутствие на Шпицбергене поддерживают только Норвегия и Россия.

Власти Норвегии 19 апреля 2015 года запросили разъяснений у посольства Российской Федерации в королевстве в связи с посещением архипелага Шпицберген вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным.