22 июля президент Путин подписал указ об упразднении Федеральной службы по тарифам и передачи её полномочий Федеральной антимонопольной службе. Наконец произошло то, о чём говорили последние 11 лет со врёмен появления обеих этих структур. С самого начала образования ФАС и ФСТ было ясно, что их компетенция почти в 80% случаев работы ФСТ будет совпадать. Однако в то время передать в одно ведомство как контроль и регулирование деятельности крупных корпораций и естественных монополистов, так и определение тарифной политики, в первую очередь естественных монополий, — никто не решился. Уж слишком сильно было, да и остаётся, лобби тех самых естественных монополий в правительстве России и в президентском окружении.

g.io.ua
Старые изоляторы ПР-3,5.

Однако теперь, после двукратного падения цен на нефть и объявленной нашими западными «партнёрами» санкционной войны, в правительстве наконец-то прозрели и произнесли поистине революционные слова — с ростом тарифов естественных монополий качество и эффективность работы этих монополий не растёт. В результате в недрах правительства родилась идея создать единый контрольно-регулирующий орган.

Современная история взаимоотношения правительства с естественными монополиями и достойна пера Кафки, а само правительство больше похоже на собаку, которой вертит её хвост. Иначе трудно описать и объяснить, как организации, подчиняющиеся правительству, могут себе позволить шантажировать государство и держать в заложниках всю страну.

За событиями, произошедшими в прошлом году и приведшими к экономическому спаду, как-то забылось, что ещё в 2012 году появились первые признаки экономического замедления. В 2013 замедление усилилось, а инфляция снова начала расти. Правительство решило в следующем, в 2014 году, отказаться от индексации тарифов, памятуя положительный опыт 1999 года, когда после дефолта 1998 года для стимулирования экономики была заморожена индексация тарифов естественных монополий. После принятия такого решения со стороны руководства естественных монополий начался настоящий шантаж государства. Давление было и до сих пор остаётся, что, несмотря на тяжелое экономическое положение, высокую инфляцию и протесты предпринимателей, правительство пошло на уступки монополистам и согласилось с повышением тарифов естественных монополий в 2015 году.

Правда, рост тарифов, которые обычно индексировались на значение годовой инфляции, был ограничен ростом в 70% от годового роста цен. Но и этого хватило, чтобы зафиксировать резкий скачок инфляции после индексации тарифов. В первую неделю июля еженедельный рост цен подскочил с 0,1% до 0,7%. И это происходит в то время, когда Центральный банк России сохраняет высокие процентные ставки, душащие как предпринимателей, так и потребительский рынок, оправдываясь высокой инфляцией.

Выходит, правительство, согласившись на индексацию тарифов, с учётом нынешних условий, усилило как стагнационные процессы в экономике, так и инфляционные ожидания. Кроме как саботажем или вредительством июльское повышение тарифов назвать нельзя. Кажется, министры и премьер забыли, что их задача — обеспечивать экономический рост, а естественные монополии должны создавать условия для развития промышленности. Весь российский бизнес, от крупных предприятий до мелких торговцев, стонет под гнётом неминуемо повышающихся тарифов: заранее закладывают в цену своей продукции будущие индексации, что ещё сильнее разгоняет инфляцию. Но правительство предпочитает идти на поводу у монополистов, которых само же и должно контролировать.

Каждый раз, когда в Белом доме поднимается разговор о замораживании тарифов, глава РЖД Якунин и его подчиненные начинают угрожать государству увольнением десятков тысяч работников и сокращением инвестиций. Например, РЖД заявило, что заморозка тарифов в 2014 году обойдётся монополисту в 60 млрд. рублей убытка и сокращением выручки более чем на 93 млрд. рублей. По факту же, на самом деле — РЖД в 2014 году потеряло 44 млрд. рублей, а выручка увеличилась на 1,8%, до 1,4 трлн. рублей и при этом расчёты Минэкономразвития показали, что предприятия России сэкономили на заморозке тарифов РЖД 130 млрд. рублей.

«Газпром» утверждал, что в 2014 году не дополучит прибыли в размере 510 млрд. рублей. А по итогам 2014 года прибыль «Газпрома» сократилась на 1 трлн. рублей, до 159 млрд., при этом, согласно отчёту самого монополиста, потери в размере 925 млрд. рублей концерн понёс из-за падения курсовой стоимости рубля. Выручка от продажи газа в России выросла на 3%. Однако же, несмотря на почти семикратное сокращение прибыли, выплаты топ-менеджерам компании увеличились в полтора раза.

Топ-менеджмент всех государственных компаний-монополистов каждый год не забывает себя любимого и выплачивает себе, с согласия основного акционера — государства, — гигантские и постоянно растущие премиальные. Однако эффективность компаний с каждым годом идёт вниз, что признаёт само правительство.

Неэффективность государственных монополий наносит прямой вред российской экономике. Благодаря тарифной политике РЖД Россия стала единственной страной в мире, где выгодней перевозить грузы автотранспортом, чем железной дорогой. В то же время правительство говорит о развитии северных и дальневосточных территорий, которые немыслимы без развития дешёвого железнодорожного транспорта. Из-за высоких тарифов Россия теряет миллиарды рублей от отсутствия железнодорожного коридора Дальний Восток — Европа. Несмотря на то, что везти грузы железной дорогой через Сибирь и далее в старый свет быстрее и надежней, Китай предпочитает более дешёвый, но почти в четыре раза больший морской путь. Попытки же отменить пригородные электрички, создавшие социальное напряжение во многих регионах страны, — это либо шантаж государства, либо саботаж.

В стране, обладающей крупнейшими запасами газа, до сих пор не газифицированы целые регионы. «Газпром» на своём сайте победно рапортует, что уровень газификации страны достиг 65% и при этом скромно умалчивает, что ещё в 2006 году премьер-министр Медведев назвал газификацию страны «пятым нацпроектом». Став президентом, Дмитрий Медведев пообещал, что 2015 году вся страна будет газифицирована. С 2006 по 2014 год тарифы на газ росли, импортные цены не снижались, что мешало газифицировать, кто персонально ответил за провал реализации нацпроекта и обещаний президента Российской федерации?

В 2008 году завершилась реформа единой энергосистемы России, организованная всем хорошо известным реформатором Анатолием Чубайсом. После её окончания государство формально перестало быть монополистом на рынке электроэнергии. Как бы считается, что цена на электроэнергию формируется рынком через биржевую торговлю: в начале реформы было обещано, что цена на электричество постепенно начнёт опускать. Однако, как часто это бывает в России, реформа прошла наполовину. За ФСТ осталось право регулировать тарифы на распределительной системе и генерирующих мощностях. В результате, цены, которые должны были бы регулироваться рынком, и учитывая количество генерируемых мощностей, должны были бы пойти вниз, стали расти по причине инфляционной индексации тарифов на электроэнергию. Мало того, сама реформа не достигла своих целей — освободить бюджет от затрат на строительство новых мощностей. После распродажи энергосистемы, основные мощности и сети попали в руки топ-менеджеров бывшего РАО ЕЭС, которые объединились в организацию «Совет производителей энергии и стратегических инвесторов электроэнергетики». По своей сути, эта организация напоминает картель, который тут же обратился к государству с просьбой выделить 50 млрд. долларов кредита, который придётся выплачивать жителям России и отечественному бизнесу через ежегодно индексируемые в сторону роста тарифы. И снова государству нанесён огромный как экономический, так и структурный ущерб. Согласно исследованиям Всемирного банка, Россия находится на 117 месте по сложности и стоимости подключения к электросетям, а стоимость электроэнергии уже сравнялась с ценами в США. А теперь учтём синергетический эффект повышения тарифов на экономику и можем представить, насколько подрывает российскую экономику нынешнее неэффективное управление естественными монополиями и регулирование их тарифов.

Несмотря на неэффективность управления естественными монополиями, государство в в лице ФСТ было надёжным союзником монополистов, постоянно повышая цены на их услуги. В феврале 2015 года ФСТ предложила Минэкономразвитию ещё повысить тарифы естественных монополий в 2016 году. Так, согласно расчётам ФСТ, стоимость электроэнергии должна вырасти на 19,59%, железнодорожные перевозки — на 15,8%, газ — на 12,2%.

Реорганизация ФСТ и передача её полномочий в ФАС должны, по замыслу правительства, поставить под контроль рост тарифов естественных монополий и усилить эффективность и прозрачность их работы. Однако это решение навряд ли исправит проблему. Монополисты как и прежде будут использовать весь свой лоббистский ресурс для продавливания новых решений по росту тарифов, оправдывая их прибылью.

Абсолютно ясно, что специфика России требует сохранения государственного управления в экономике, и естественные монополии являются одним из инструментов этого управления. Однако со стороны правительства и, прежде всего, президента необходимо выработать иные, чем прибыль, критерии эффективности работы естественных монополий. А также создать более жесткую систему ответственности управленческого персонала за провал работы этих монополий, вплоть до репрессивных мер, что в нынешних социально-экономических и внешнеполитических условиях будет оправданно и поддержано большинством россиян.