Неделя для испанской прессы была откровенно скучной: напряжение греческого кризиса ослабло, Еврозона никого не потеряла, накал предвыборной борьбы в королевстве пока не настолько высок, чтобы вести репортажи с митингов и демонстраций в режиме онлайн. Акценты поэтому сместились на объект, который всегда выручает информационными поводами Россию, да кое-какие мелкие факты, ставящие под сомнение европейские ценности, но не так чтобы сильно их девальвировать.

Изображение: zppress.ru

«Прорусски настроенные намеренно сбили гражданский самолет МН17»

Украина у испанских журналистов, похоже, в тренде. Не так давно El Mundo выплеснула резкое интервью экс-президента бывшей советской республики Виктора Ющенко. АВС, естественно, не могла остаться в стороне от процесса и пригласила персону рангом пониже, зато не бывшую, а действующую — посла Украины в Испании Сергея Погорельцева. Тот, как пишет газета в предисловии к интервью, «был очень расположен поговорить и ни одной секунды не колебался, указывая на Россию, как прямого или косвенного виновника ведущейся в его стране войны да и крушении малайзийского «Боинга» тоже». Правда, в ходе интервью всё время путался в конкретизации виновных в гибели малайзийского лайнера, то заявляя, что его сбили российские военные, то — что ополченцы. ИА REGNUM приводит часть интервью украинского посла.

Что случилось с МН17?

«Группа экспертов имеет все доказательства того, что самолет был сбит российской ракетной системой «Бук», которую специально для этого доставили из России за несколько дней до этого. После того, как лайнер сбили, систему увезли обратно. Эта установка слишком сложна в управлении, чтобы стреляли из нее непрофессионалы. Значит, наводили «Бук» на цель русские военные. Это мог бы показать и доказать международный трибунал ООН, но Россия противится его созданию».

Так это была ошибка ополченцев?

«Какая ошибка? Они прекрасно знали, что сбивают гражданский самолет! Украинская армия в тех местах в момент трагедии «Буков» не имела. Это я вам 100% говорю. Украина здесь не при чем».

Считаете ли вы Кремль правительством террористов?

«Да. Абсолютно. Это страна-агрессор, которая попирает международные нормы и использует 9000 своих солдат на нашей территории. Но мы сегодня готовы себя защищать лучше, чем когда-либо. Мы умеем защищаться, можем защищаться и защитим себя в случае, если напряжение будет нарастать».

Продолжится ли перемирие, достигнутое на переговорах в Минске?

«Нельзя называть перемирием положение, когда 60 раз в день Россия обстреливает позиции ВСУ из тех видов вооружений, которые должны быть отведены от линии соприкосновения. Не освобождает пленных, не стремится обменивать их. Препятствует миссии ОБСЕ проводить расследование и не соблюдает условий оказания гуманитарной помощи Донбассу».

Вы считаете Донбасс потерянной территорией?

«Мы сделаем все, чтобы вернуть и Донбасс, и Крым».

Можете охарактеризовать в одно слово Владимира Путина?

«Агрессор».

А Януковича?

(после долгого молчания) «Предпочел бы не отвечать на этот вопрос. Слова, которые следует произнести, недостойны публикации».

Остается добавить, что Погорельцев стал послом Украины в Испании в 2013 году, во время президентства Януковича.

«Дерево на крови: как европейский потребитель финансирует войну в Центральной Африке»

Информационный портал ElConfidencial обнаружил, что война между христианами и мусульманами в Центрально-Африканской Республике поддерживается деньгами из Европы.

«Европейские предприятия — основные клиенты трех центральноафриканских компаний, которые выплатили в течение 2013 года 3,4 миллиона евро вооруженным группам в ЦАР в обмен на возможность продолжать свою коммерческую деятельность во время бушующей в стране войны. Предприятия, финансирующие конфликт, в ходе которого погибло уже не менее 5000 человек, имеют приоритет в отношениях с ЕС и получают миллионные суммы помощи из Франции, сообщает британская организация Global Witness.

Война в Центральной Африке, подаваемая как религиозный конфликт между мусульманами и христианами, имеет под собой на самом деле куда более прозаичную почву — расхищение природных ресурсов черного континента. Кроме урана, золота, алмазов, нефти — традиционных пунктов интересов многих стран, здесь существует еще одна тема, менее заметная, но для Европы, может быть, более важная — это древесина. Тропическая древесина, материал, который весьма ценится в Германии, Франции и Великобритании — трех главных потребителях этого продукта.

Три компании — SEFCA, IFB и Vicwood Group, соответственно, с ливанским, французским и китайским капиталом образуют олигархическое содружество, в руках которого находится 99% всего экспорта дерева из ЦАР. 32% всего экспорта древесины приходится на Германию, 20% — на Францию и 5% — на Туманный Альбион.

Пока здесь идет война, все дороги контролируют свои группы вооруженных людей, налоги не платятся, таможня смотрит на все сквозь пальцы. ЕС даже не подумал запретить ввоз на свою территорию африканской древесины, как он, например, поступил в случае с алмазами, ссылаясь на военную обстановку в стране. Значит вооруженные столкновения будут продолжаться».

«Россия и Иран поменялись ролями»

El Mundo как-то буднично, без присущих этой газете восклицательных знаков в материалах, посвященных России, констатировала: «Исламская республика открывается в качестве новых рынков для международного сообщества, в то время как Москва всё больше отдаляется от Запада».

«Россия и Иран в последние три десятилетия были почти братьями. Их объединяла одна общая угроза в виде Соединенных Штатов. Москва все эти годы балансировала над двумя пропастями: «ненасытной североамериканской империей» и ежедневно бросающим дерзкий вызов шиитским теократическим государством.

Иран отгородился стеной веры от остального мира в 1979 году после исламской революции. Россия после присоединения в 2014 Крыма стала изолированной от Запада больше, чем когда-либо.

Теперь Запад открывает Ирану двери, надеясь, что так сможет лучше контролировать ядерную программу этого государства. Россия, что вызвало удивление многих экспертов, смогла найти взаимопонимание с США в иранском вопросе, однако не забудем, что у Москвы есть свой интерес: снятие санкций с Ирана фактически легитимизирует решение Владимира Путина об отмене запрета на поставку исламской республике ракетных комплексов С-300. С одной стороны Россия не хочет иметь под боком соседа, владеющего ядерным оружием, с другой — вооружает его самыми современными системами противовоздушной обороны, не пуская в лимитрофную зону своих противников».

«Год кризиса с Россией: экспорт упал на 42%, поток русских туристов — на 28%»

Портал El Economista посвятил одну из своих публикаций не самой веселой дате — годовщине введения санкций ЕС против России и продуктового эмбарго Москвы в качестве ответа Брюсселю.

«Этот года дал возможность испанской экономике хорошо прочувствовать, что такое деловые связи с Россией. Экспорт испанских товаров в эту страну упал на 42%. За первые пять месяцев 2015 года мы продали русским продукции всего на 650 миллионов евро из-за запрета поставлять Москве овощи и фрукты. Даже в этих условиях в целом объем испанского экспорта вырос на 4,3%. Можно только догадываться, каких вершин мы бы достигли, если бы могли нормально торговать с Россией.

Импорт российских товаров упал на 59%, а поток русских туристов в Испанию снизился на 28%».

«Заставь плакать Меркель! Отправь ей луковицу!»

Для привлечения внимания к публикации АВС не стала изобретать какой-то вычурный заголовок, а просто вынесла в титул призыв Испанской комиссии по оказанию помощи беженцам (Comisión Española de Ayuda al Refugiado — CEAR). Возмущенные поведением немецкой железной леди, прилюдно заставившей на днях плакать палестинскую девочку-подростка, испанцы посчитали необходимым дать возможность канцлеру Германии вспомнить, что такое слезы.

«Своим умением вызывать антипатию и неприятие, помноженным на неумение дипломатично решать пикантные проблемы, Ангела Меркель напомнила Маргарет Тэтчер. Палестинка, которая жила и училась в Германии четыре года, должна будет покинуть страну, потому что у ее отца закончился контракт на работу. Вместо слов поддержки, Меркель не нашла ничего лучше, чем сказать: «Я тебя понимаю, но политика иногда — жесткая штука. Ты очень симпатичная девочка, но известно ли тебе, что в Ливане находится тысячи и тысячи палестинских беженцев? И если всем сейчас открыть дорогу в Германию… Да еще и африканцам… Мы не можем этого сделать. Кому-то надо вернуться в свою страну».

Слова канцлера вызвали волну протестов в соцсетях, и кампания, организованная неправительственной организацией CEAR, стала самой заметной. Чтобы заставить плакать Меркель и послать ей луковицу, надо отправить СМС за 1,2 евро. Собранные деньги пойдут на закупку лука для лидера Германии и помощи беженцам».