В последнее время позиция США по многим вопросам напоминает позицию слона в посудной лавке. Об этом, комментируя повестку саммита БРИКС в Уфе, заявил в интервью корреспонденту ИА REGNUM политолог, специалист по Китаю Константин Сыроежкин. По его мнению, проблема в том, что ломая все вокруг себя, США, по-видимому, не понимают, что рискуют оказаться в полном одиночестве.

hvylya.net

ИА REGNUM: Нынешний саммит БРИКС проходит на фоне экономических проблем у двух стран-участниц — России, находящейся под санкциями, и Китая, переживающего тяжелейший обвал фондового рынка. Как эти факторы могут повлиять на дальнейшую совместную работу стран БРИКС в целом и на итоги саммита в частности?

Собственно говоря, БРИКС и создавался для того, чтобы совместно реагировать на такого рода критические ситуации. И то, что на саммите подписаны документы о создании Банка БРИКС, и есть адекватная реакция на ситуацию. Тем более, что ситуация не столь критическая. Санкции в отношении России объясняются главным образом политическими факторами. Здесь нет никакой экономики, тем более глобальной. Что касается китайского фондового рынка, на мой взгляд, Китай заигрался в виртуальную экономику, отсюда и проблемы. И России, и Китаю нужно обращать больше внимания на реальный сектор экономики. Это — главное.

ИА REGNUM: США очень беспокоит взаимодействие Китая со странами БРИКС. Известно, что Вашингтон порой применяет самые жесткие методы для обеспечения собственных интересов. Так в части давления на Китай с целью уменьшения активности КНР на площадке БРИКС может быть использована эскалация внутрирегиональных конфликтов в самой Поднебесной. В частности на Тибете, в СУАР или на Тайване. Насколько возможно развитие такого сценария?

Все возможно. В последнее время позиция США по многим вопросам напоминает позицию слона в посудной лавке. Проблема в том, что ломая все вокруг себя, США, по-видимому, не понимают, что рискуют оказаться в полном одиночестве. Яркое свидетельство этому — участие в АБИИ (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) практически всех европейских и азиатских союзников США.

Что касается Тибета, СУАР (Синьцзян-Уйгурского автономного района) и Тайваня, спровоцировать там конфликт не так сложно. Вопрос в том, как, во-первых, на это прореагирует Китай. А во-вторых, как это скажется на экономике китайско-американских отношений. Не менее существенно и то, что сильный Китай — это глобальный вызов, а распадающийся Китай — это глобальная угроза.

ИА REGNUM: И Россия, и Китай заявляют о том, что не стремятся к созданию некого военного восточного альянса. При этом обе страны не устраивает монополярное мироустройство, под контролем США. Москву и Пекин интересует создание некой альтернативы. Возможно ли прийти к многополярности без военного объединения?

Я предпочитаю термин полицентричность, он более точно отражает тот процесс, который наблюдается сегодня в международных отношениях. Одним из таких центров, безусловно, является Китай. Причем, без связки с Россией, а самостоятельно. Евразийское пространство имеет все возможности превратиться в еще один центр силы. Кстати говоря, именно об этом и говорил президент России Владимир Путин, когда презентовал концепцию Евразийского Союза. Конечно, для того, чтобы стать таким центром, нужно много сделать. Но потенциал есть. Третий центр силы (также вполне самостоятельный) — это Индия, четвертый — Иран, и так далее.

Заметьте, все это без всяких военных союзов.

ИА REGNUM: Страны БРИКС выступают за многополярный мир. Считается, что новый глобальный геополитический пояс будет сформирован на базе некоего ядра из трех стран, входящих в БРИКС, — России, Индии и Китая. Но отношения внутри тройки не столь радужные. В частности существует серьезное противостояние между Пекином и Нью-Дели. В свое время конфликт эти стран перерос в прямое военное столкновение. Не помешает ли эта напряженность в деле перехода к многополярности мира по эгидой БРИКС?

Мир потому и называется многополярным, что в нем существует не один и не два центра силы. Между этими центрами силы могут быть конфликты, но они должны решаться мирными средствами. Во всяком случае, в условиях, если они объединены в одну международную организацию, а значит должны как-то согласовывать не только свои интересы, но и проблемные моменты в отношениях. Это, во-первых. Во-вторых, БРИКС не ставит перед собой задачи возглавить процесс перехода к многополярности. Я сомневаюсь в том, что этот процесс вообще кто-то может возглавить.

ИА REGNUM: Так называемый «Разворот России на восток» подразумевает расширение сотрудничества с Поднебесной. Уже сейчас Россия и Китай состоят в БРИКС, ШОС, G20, АТЭС и ряде других объединений. Может сложиться впечатление, что в борьбе за ослабление гегемонии США, Россия невольно участвует в образовании гегемона — Китая. Не выйдет ли это боком?

Поворот России на Восток начался не вчера. У российского орла неслучайно две головы, одна из которых смотрин на восток, а другая — на запад. Но если Запад не хочет «дружить домами», приходится ориентироваться на другого соседа. Это, безусловно, не самая лучшая позиция, но другой сейчас предложить нельзя.

ИА REGNUM: Важнейшим вопросом нынешнего саммита БРИКС является создание пула валютных резервов и Банка развития. При этом пул резервных валют станет своеобразным «мини-МВФ» для стран-членов БРИКС. Основные претензии к МВФ заключаются в том, что здесь доминирующую роль играют США, которые серьезно влияют на принятие решение. В пуле резервных валют БРИКС основной капитал выделяет Китай. Не получится ли, что Пекин в пуле резервных валют БРИКС будет играть ту же роль, что и Вашингтон в МВФ?

Основная проблема МВФ не в США, а в «вашингтонском консенсусе», который обуславливает выделение кредитов политическими и экономическими условиями. Причем, в большинстве случаев губительными для стран, подсевших на «кредитную иглу» МВФ и Всемирного банка. Китай исповедует иные принципы, не обуславливая выделение кредитов политическими и экономическими требованиями. Это, во-первых.

Во-вторых, насколько мне известно, Китай не собирается доминировать ни в Банке БРИКС, ни в Банке ШОС. Даже в АБИИ, имея возможность получить 50% акций, он ограничился 20%.