Внешняя политика Эстонии после 1991 года построена на патернализме в отношении финно-угорских народов, проживающих в России. Насаждение концепции «единого финно-угор­ского мира» до вступления страны в НАТО и ЕС в 2004 году происходило поступательно, уверенно, системно, а главное — тихо.

Перед церемонией открытия Всемирного конгресса финно-угорских народов (2008 г.). Президент России Дмитрий Медведев, президент Финляндии Тарья Халонен с супругом и президентом Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес с супругой. Фото с сайта http://kremlin.ru

В 2005 году весь мир узнал о необходимости срочной международной кампании по «защите финно-угорского населения в России». Громкий старт этой кампании дал экс-премьер-министр Эстонии Март Лаар, встретившись в Братиславе с Джорджем Бушем и передав почему-то не лично в руки президенту, а его помощникам обращение, касающееся положения марийского народа, которое написали ученые Эстонии, Финляндии и Венгрии. Затем эстонские СМИ сообщили, что этими материалами удалось обратить внимание американского президента на положение финно-угорских народов в России. После того как американский президент «обратил внимание на бедственное положение» финно-угорских народов, к освещению этой «проблемы» подключились международные СМИ.

В том же 2005 году Энн Ээсмаа, который тогда возглавлял комиссию эстонского парламента по иностранным делам, заявил, что из РФ постоянно раздаются просьбы о помощи от проживающих там нацменьшинств, в том числе от финно-угорских народов.

Апогеем кампании 2005 года стал призыв парламентариев подать в отставку к министру образования и науки Эстонии Майлис Репс (Mailis Reps), обвинив ее «в нанесении серьезного ущерба внешнеполитическим интересам Эстонии». 16 августа 2005 года Репс в интервью ИА REGNUM дала позитивную оценку ситуации с развитием марийского языка в школах Марий Эл и охарактеризовала эстонские СМИ как дезинформаторов в реальном положении дел в российской республике. Премьер Эстонии Андрус Ансип (Andrus Ansip) заявил на пресс-конференции, что действия Майлис Репс относительно ситуации в Марий Эл идут вразрез с основными направлениями внешней политики Эстонии.

В 2008 году Тоомас Хендрик Ильвес в своей речи на конгрессе финно-угорских народов фактически призвал финно-угорские народы России к сепаратизму, а после ответного слова Косачева, который отметил, что финно-угорская тематика политизируется, вся эстонская делегация во главе с президентом поспешила демонстративно покинуть Всемирный конгресс финно-угорских народов, проходивший в Ханты-Мансийске.

23 сентября 2014 года в Нью-Йорке глава эстонского государства на пленарном заседании Всемирной конференции коренных народов в рамках 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН заявил: «Строительство порта в Усть-Луге (Ленинградская область) противоречит декларации ООН о правах коренных народов». Логичным стало присуждение эстонской премии «Древо мира» 2015 года «за сохранение и развитие ижорской культуры и защиту традиционной среды проживания ижор» члену ижорской общины «Шойкула» Дмитрию Харакка-Зайцеву. Сумма премии составила 2500 евро. Он был в кругу лиц, инициировавших обращение к эстонским коллегам, что дало основание президенту Эстонии выступать в ООН с обвинениями об ассимиляции коренных народов в адрес России. Интересно, что община «Шойкула» не участвует в реализации государственных программ РФ по сохранению этнокультурной самобытности коренных народов.

7 января 2015 года Тоомас Хендрик Ильвес обвинил Россию в прекращении или ограничивании предоставления образования на национальных языках для финно-угорских народов, что ускоряет их исчезновение. Выступление президента Эстонии состоялось в Обинитсе, территории проживания народа сету, по случаю объявления села культурной столицей финно-угорских народов мира 2015 года. Фарс данного заявления президента Эстонии состоит в том, что, в отличие от России, Эстония не признает сету в качестве самостоятельного этноса, а его язык числится лишь среди эстонских диалектов. Между тем ЮНЕСКО внесло язык сету в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под угрозой исчезновения». Европейская хартия прав меньшинств обязывает государства поддерживать языки национальных меньшинств, так, в районах, где на языке нацменьшинств говорит 20% населения, на нём должны вести всё делопроизводство. Подобного в Эстонии нет ни в отношении языка сету, а тем более русского, тем самым грубо нарушаются нормы Евросоюза и Совета Европы.

Неожиданно разный «единый финно-угор­ский мир»

Суть концепции «единого финно-угор­ского мира» варьируется от градуса настроений граждан. Диапазон велик: от стремления лидеров финно-угорского движения добиться «независимости от русских оккупантов», идей о «родстве по крови» финно-угорских народов России с народами Финляндии, Эстонии и Венгрии, до единого политического единства «финно-угорского мира». Очевидно, что вся концепция направлена на усиление сепаратистских настроений и работает против интересов российской государственности.

Реализация концепции является образцом работы мягкой силы, начатой в 1927 году путем создания в Эстонии некоммерческой организации «Фенно-Угриа"(Fenno — Ugria) для координации взаимоотношений с финно-угорскими народами. «Фенно-Угриа» возродилась в 1991 году как холдинг — «крыша» (цитата с официального сайта, прим. — ИА REGNUM) организаций Эстонии, заинтересованных в сотрудничестве с родственными финно-угорскими народами. В настоящее время «Фенно-Угриа» объединяет более 50 учреждений и общественных организаций. С 1999 года посредством «Программы родственных народов», реализуемой через «Фенно-Угриа», осуществляется финансирование как научно-образовательных, так и культурных проектов на территории Эстонии и в самой России.

В парламенте Эстонии действует «группа поддержки финно-угорских народов». Эта структура традиционно строит свою антироссийскую деятельность во взаимодействии с организацией «Фенно-Угриа». Причем она ориентирована на «поддержку» финно-угорских народов именно России и равнодушна к проблеме финно-угорских меньшинств в других государствах, дискриминации сету в Эстонии, ливов в Латвии, венгров в Румынии, саамов в Финляндии, квенов в Финляндии, Норвегии и Швеции.

Международное финно-угорское движение оформилось в августе 1992 года в Сыктывкаре на I Всемирном конгрессе финно-угорских народов совместно с представителями Эстонии, Финляндии и Венгрии. На нем был создан международный Консультативный комитет финно-угорских народов (ККФУН) со штаб-квартирой в Хельсинки.

В последние годы активно стала себя проявлять финно-угорская молодежь. Объединяющим международное движение институтом является Международная молодежная ассоциация финно-угорских народов (МАФУН), основанная 16 июня 1990 года. В настоящее время она объединяет 34 молодежные организации финно-угорских народов. Сейчас ее президентом МАФУН является Сампса Холопайнен (Финляндия).

Международное финно-угорское движение докатилось до ООН в Нью-Йорке. Так, создан Постоянный форум ООН по вопросам коренных народов мира, в котором финно-угорское движение теперь имеет своих представителей. МАФУН участвует в работе данного форума ООН и регулярно проводят презентации финно-угорских народов, где присутствуют дипломаты Эстонии и Финляндии, и где спикеры рассказывают об ассимиляции финно-угорских народов в России.

Тем временем в Ингерманландии

Сокращение численности финно-угорских народов в России за последние 30 лет не является результатом бездействий власти или строительства порта Усть-Луга. XX век сопровождался трагическими событиями: репрессии 30-х годов, выселение в 40-х, игнорирование в 50−60-е годы. Начиная с 80-х годов можно констатировать национальный подьем, вызванный гласностью и сменой национальной политики СССР. Но численность населения всё равно продолжала сокращаться. Очевидным становилось разрушение самосознания самих народов. Кризис 90-х годов привел к частичной утрате традиционных видов хозяйственной деятельности. Так, в Ленинградской области (территория проживания води и ижор) разорился крупный колхоз «Балтика», что привело к почти полному исчезновению рыболовства (традиционному виду хозяйственной деятельности води и ижор).

По мнению заместителя председателя Экспертного механизма ООН по правам коренных народов Алексея Цыкарева, в Ленобласти традиционные виды деятельности води и ижоры не являются основой их выживания и идентичности как, например, оленеводство для саамов. Главной проблемой для этих очень малочисленных народов является сохранение и преемственность языка и традиций. Международный эксперт считает, что, живя многие десятилетия в столь значительной близости от мегаполиса, промышленного центра, водь и ижора подвергались влиянию агрессивной, постоянно наступающей внешней среды. С одной стороны, эти народы, конечно, научились жить рядом с крупным центром, но, с другой стороны, это решительным образом отразилось на их быте, занятиях и культуре. Международный опыт подсказывает, что вокруг таких центров, как Санкт-Петербург, остановить промышленное развитие практически невозможно. Но и мириться с утратой двух уникальных культур тоже нельзя — нужно искать способы устойчивого сосуществования и сотрудничества. В конце концов, такие примеры в мировой и российской практике тоже существуют, — отмечает Алексей Цыкарев.

Директор Центра коренных народов Ольга Конькова считает: «Нам никто не мешает учить язык и развивать собственную культуру. У коренных народов есть будущее, зависящее прежде всего не от внешних причин, а от самого желания народов знать свой родной язык, помнить свою непростую историю, сохранять свою уникальную культуру».

«Вот чудаки злобные!»

В конце 2014 года руководитель историко-филологического отделения Российской академии наук (РАН) Валерий Тишков оказался невъездным в Эстонию. Академик узнал об этом во время прохождения паспортного контроля в аэропорту Таллина. Ученый приехал в Эстонию по приглашению международного медиаклуба «Импрессум». На своей страничке в социальной сети Facebook он написал: «Они [эстонские финно-угроведы] шастают по всей России, пишут часто больше чем глупости, и никому никаких запретов не было! Пусть изучают венгров, финнов и себя самих получше, а уже потом про «геноцид финно-угорских народов в России». Вот чудаки злобные! Зачем все это…»

Вопрос риторический. Когда наука приносится в жертву сиюминутной политической необходимости, вопрос о щепитильности и научной объективности не стоит. Единый финно-угорский мир на территории России является разменной картой в большой геополитической игре вследствие важного геополитического значения расселения этих этносов.

Схемы развала и уничтожения многонационального государства через «возрождение национального самосознания» отдельных народов многократно опробованы и отработаны.

*****

Справка

Финно-угорский мир представлен в основном в Эстонии, Венгрии, Финляндии и России.

В России существуют пять республик, где финно-угорские народы являются титульной нацией, а их языки носят официальный статус. Это Карелия, Коми, Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, а также Ханты-Мансийский и Коми-Пермяцкий округа. Также программы по поддержке сету действуют в Псковской области; ижор, води и вепсов в Ленинградской области, тверских карелов — в Тверской.

Санкт-Петербург и Ленинградская область являются уникальными этнорегионами, тут исконно проживают представители пяти финно-угорских народов. События XX века привели к почти полному их исчезновению. Так, по результатам переписи населения 2010 года в Ленинградской области численность составляет: вепсы — 1380 человек, водь — 33, ижора — 169, финны — 4366, карелы — 1345.

Грузооборот в портах ГАО «Таллинский порт» (в госкорпорацию входят пять портов: в Таллине, в Мууга, Палдиски, Пальясааре и на Сааремаа — прим. ИА REGNUM) в феврале 2015 года составил 1,9 млн тонн грузов, что на 25,8% меньше, чем за аналогичный период 2014 года (эстонский портал rus.err.ee, наибольший спад наблюдается по нефтепродуктам (минус 36,4% в сравнении с прошлым годом). В это же время по объемам перевалки нефтепродуктов среди российских портов Балтийского моря лидировала Усть-Луга. Объемы перевалки нефти в порту Усть-Луга выросли по сравнению с прошлым годом на 36% .