Парламентские выборы, намеченные на 7 июня, станут решающими для дальнейшего развития политической жизни Турции. Результаты выборов прогнозировать сегодня нелегко. Безусловно, Партия справедливости и развития (ПСР) победит на выборах, но удастся ли ей получить власть в полном объеме — вопрос, заставляющий аналитиков ломать головы, ведь гарантии отсутствуют. С приближением выборов анкетирование и опросы общественного мнения предлагают более точные результаты. По мнению экспертов, Партия справедливости и развития наберёт 38-40% голосов. В то время как общее количество голосов Республиканской народной партии (РНП) и Партии националистического движения (ПНД) может составить 44-48%. Отсюда возникает предположение, что новый состав правительства Турции будет коалиционным. Однако такой сценарий кажется маловероятным. Не исключено, что страну ждут повторные выборы. Для создания коалиции РНП и ПНД, альтернативной действующему правительству, необходимо 276 голосов в парламенте, а достичь такого количества достаточно сложно.

источник: n-idea.am

Анализируя резкие выступления лидеров Народно-демократической партии (НДП) в адрес действующего правительства, возможность коалиции НДП и ПСР кажется иллюзорной. В сложившейся ситуации остаётся лишь два варианта: коалиция ПСР с РДП или же с ПНД, но и эти сценарии представляются маловероятными. Ещё один возможный вариант — коалиционное правительство, в которое войдут как депутаты прокурдской партии НДП, так и депутаты из других партий.

Создание коалиционного единства подобно математическому уравнению, решить которое нелегко. По результатам предвыборного анкетирования, Народно-демократическая партия сможет преодолеть 10%-й барьер, но ситуация критична. Разрыв очень небольшой, поэтому риск весьма велик. В случае победы, политическое равновесие может значительно сместиться. Заявления, звучащие во время митингов и с экранов телевизоров, демонстрируют позитивную динамику. Все партии для повышения рейтинга пересматривают и создают новые списки депутатов. К примеру, НДП создала новый список с целью поднятия своей популярности среди целевой аудитории. Анализируя его, мы видим представителей самых разнообразных категорий. В первую очередь растёт число кандидатов — этнических турков, алавитов, черкесов и лазов. Отдельно следует остановиться на позиции Республиканско-народной партии, руководство которой стремится максимально сохранить движение в том виде, в котором оно существует уже много лет. Аналогичная ситуация наблюдается и в Партии националистического движения. Главная цель — сохранить свою сущность и при этом получить на выборах несколько дополнительных мест в парламенте.

Результаты выборов с 10%-м порогом прохождения в парламент могут поразить неожиданным успехом партий, о которых сегодня говорят меньше всего. Среди них выделяется альянс Партии счастья (ПС — Saadet Parti) и Партии великого союза (ПВС — Büyük Birlik Partisi). Непредсказуемость турецкого электората всегда поражала аналитиков и экспертов. Теперь же народ Турции как никогда чувствует необходимость в радикальной реставрации правительства, в изменениях, которые устранили бы полярность взглядов в высших эшелонах власти, а также коррупционные тенденции. Коалиция ПС и ПВС представляет существенный интерес для избирателей и может стать решающим фактором. Согласно законодательству Турции, президент имеет право объявить о проведении повторных выборов в случае, если в течение 45 дней не будет сформировано правительство. Тогда повторные выборы пройдут в августе.

Для прогнозирования результатов необходимо подсчитать голоса, которые принесёт ПСР фактор Эрдогана, настаивающего на введении президентской формы правления. Премьер-министр Ахмет Давутоглу, руководящий избирательной кампанией, да и сам президент Реджеп Тайип Эрдоган должны трезво оценивать ситуацию. Еженедельные результаты опроса общественного мнения регулярно предоставляются Эрдогану для ознакомления. Безусловно, партийные лидеры объективно анализируют ситуацию. В опросах отслеживается уровень популярности лидеров всех политических партий. В соответствии с этим вносятся коррективы в предвыборную кампанию. К примеру, были отменены 82 запланированных выступления на митингах в провинциях Турции, что заставило Эрдогана сократить список депутатов с 400 до 330. Политические обозреватели прекрасно понимают, что координаторы предвыборной кампании ПСР делают все возможное, чтобы переубедить Эрдогана сойти с позиции агитатора, поскольку это поможет партии набрать больше голосов.

Давутоглу, отстаивая идею Эрдогана по внедрению президентской формы правления, ведёт игру на два фронта. Надежда на то, что поддержка смены формы правления станет одним из основных факторов, определяющих позицию избирателей, к сожалению, не оправдалась. Президентство Эрдогана вызывает у избирателя целый ряд вопросов. Его деятельность отрицательно сказывается на авторитете и популярности Партии справедливости и развития. В настоящее время ПСР сталкивается с существенными трудностями, для преодоления которых необходимо прибегнуть к глобальным изменениям в партийном аппарате власти. Причину нужно искать в попытке использовать Конституцию в качестве гаранта президентства. Использование служебных полномочий для получения личной выгоды стало вполне обыденным явлением. Однако электорат достаточно настороженно реагирует на развитие событий в таком ключе, пересматривая свои взгляды. Именно по этой причине популярность Партии справедливости и развития резко снижается.

Какие оправдательные аргументы ПСР предоставит своему электорату в отношении событий с «фурами и контрабандным грузом», направленными службой разведки Турции в Сирию? Прокурор даёт указание к действию, а жандармерия исполняет. Прецедент неподчинения недопустим, в противном случае это уже правовое нарушение. Выполнили задание и попали под арест. Как такое возможно, где логика и здравый смысл?