Евросоюз использует проект «Восточное парнерство» для давления на Москву, а своим восточноевропейским партнерам предоставляет только символические жесты и обещания

Эксперты считают, что саммит «Восточного партнерства», который должен состояться в Риге 21 -22 мая, не будет иметь никаких конкретных итогов и последствий, в том числе и в вопросах, связанных с Украиной, где участники саммита, скорее всего, ограничатся заявлениями и уверениями в поддержке Украины. На таких прогнозах сошлись политологи, к которым обратился за комментарием корреспондент ИА REGNUM 18 мая.

По мнению эксперта Института национальной стратегии Павла Святенкова, антироссийский характер «Восточного партнерства» на этом саммите найдет подтверждение. «Мне кажется, что попытаются укрепить антироссийский характер этого объединения, потому что понятно, что „Восточное партнерство“ создано для того, чтобы оторвать ряд стран постсоветского пространства от России. Вопрос заключается в том, хочется ли им лобового столкновения с Россией». Он полагает, что «многого восточноевропейские страны от западников не получат». «Скорее всего, Запад ограничится клятвами о помощи. Но тотального прорыва ждать не приходится. Европейский Союз, отвлеченный своим кризисом, многого восточноевропейским странам не даст». Государства Восточной Европы, по мнению эксперта, в свою очередь, будут под предлогом «страшной российской агрессии» пытаться тянуть с Запада ресурсы.

Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко убежден, что от саммита не следует ждать каких-либо конкретных результатов. «Я думаю, о „Восточном партнерстве“ можно уже понемногу забывать. Оно создавалось для того, чтобы построить новый санитарный кордон из стран, граничащих с Европейским Союзом, от Балтики до Закарпатья. Но уже понятно, что этого не получилось. Там, где сложились перевороты, идет гражданская война. Таким образом, „Восточное партнерство“ теряет смысл для Европейского Союза. Конечно, есть еще смысл для его инициаторов, для политиков таких государств, как Польша и Швеция. Но они недостаточно серьезные игроки для того, чтобы удерживать на плаву столь амбициозный проект, если к нему потеряли интерес основные спонсоры. Поэтому, может быть, еще пару саммитов проведут, поговорят, еще какие-то бумажки с кем-то подпишут», — сказал Ищенко. Он провел параллели с проектом ГУАМ. «Он до сих пор формально существует и даже иногда какие-то саммиты проводит, но толку от него никакого и результатов никаких. То же самое и с „Восточным партнерством“. Все. Забудьте о нем», — заявил политолог.

На разнонаправленные тенденции предстоящего саммита указал руководитель Центра международных исследований Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков. «С одной стороны, в условиях охлаждения между Россией и ЕС Брюсселю выгодно крепче привязать к себе буферные государства бывшего СССР, которые участвуют в „Восточном партнерстве“. Ведь влияя на эти страны, ЕС может давить на Москву, то есть получить более выгодные позиции для торга с ней. Поэтому европейцы активизировали диалог с такими странами, в том числе, пригласив на саммит Белоруссию или предложив провести в Риге еще и армяно-азербайджанские переговоры по Карабаху. С другой стороны, среди жителей самого ЕС все больше растут изоляционистские настроения, настрой не на политику открытых дверей, а на отгораживание от окружающего мира», — пояснил он.

Нейжмаков отметил, что в государствах Евросоюза раздается все больше призывов решать проблему действующих участников. «Граждане европейских стран требуют более жесткой борьбы с миграцией. Это одна из тем, добавившая очков консерваторам на недавних парламентских выборах в Британии, эта же проблема подталкивает ЕС начать военную операцию по предотвращению нелегальной миграции из Ливии. Раздается все больше призывов решать проблемы действующих членов ЕС, а не финансировать партнеров за его пределами (об этом недавно говорил, например, премьер-министр Греции Алексис Ципрас). Поэтому, хотя звучат отдельные голоса в пользу предоставления участникам „Восточного партнерства“ „европейской перспективы“ (в таком духе высказался, например, глава МИД Румынии Богдан Ауреску), ЕС не готов дать никаких реальных бонусов своим партнерам из бывшего СССР»,- убежден эксперт.

Он указал на заявление представителя Еврокомиссии Наташи Берто о том, что даже вопрос о безвизовом режиме для Украины и Грузии на саммите в Риге решаться не будет. «Проще говоря, Евросоюз пытается „купить на грош пятаков“ и будет добиваться лояльности от участников „Восточного партнерства“ из бывшего СССР в обмен на чисто символические жесты и обещания. Опыт показывает, что Брюсселю даже такая политика может приносить определенные плоды. Но вот самим участвующим в саммите постсоветским государствам проект не даст почти ничего», — подытожил Нейжмаков.

Профессор факультета политологии МГУ имени М.В.Ломоносова, д.полит. н. Сергей Черняховский также убежден, что ничего выбивающегося из того, что было раньше, на саммите в Риге быть не может. «Известные страны будут настаивать на том, чтобы у них разместили большее количество подразделений НАТО, будут говорить, что им нужна защита и безопасность. Западные страны будут стараться по возможности меньше с ними связываться, но по возможности больше трепать нервы России. „Восточное партнерство“ не распустится. Войну они нам не объявят», — сказал он.

Что касается вопросов, связанных с украинской проблематикой, то здесь, по мнению экспертов, не обойдется без заявлений о поддержке Украины и о «российской агрессии», но дальше слов, как полагают эксперты, дело не пойдет. «Я думаю, что, безусловно, будет выражена солидарность с Украиной, в очередной раз будет осуждена Россия, в очередной раз потребуют, скорее всего, отказа от Крыма и прекращения поддержки ДНР и ЛНР. Также вполне возможно, что на саммите поддержат минские соглашения и потребуют их неукоснительного выполнения», — предположил Павел Святенков.

По мнению Ростислава Ищенко, саммит не может обойтись без каких либо пожеланий или жестких заявлений по Украине с учетом того, что этот кризис, по его словам, как раз и был в значительной степени инициирован самой программой «Восточного партнерства». «Однако я не вижу никаких практических решений. Какие-то теоретические пожелания там могут быть высказаны. Но ни решение о практической поддержки Украины, ни решение о снятии или дополнительном введении санкций против России не может быть принято. Они никак не укладываются в формат „Восточного партнерства“. Это полномочия других органов», — пояснил он.

Сергей Черняховский также полагает, что будет много слов о поддержке, но не будет значимых действий. «Нужно учитывать, что на данном этапе, особенно после 9 мая и того психологического эффекта, который был произведен и парадом, и „Бессмертным полком“, страны Запада будут стараться играть в смягчение своей позиции и говорить о том, что они вовсе не против России, но и за Украину, будут уверять, что они хотят сотрудничать с нами», — полагает эксперт. Однако он убежден, что это лишь временная тактика, и в скором времени Запад вернётся к политике давления.

Эксперты прокомментировали и участие делегации из Белоруссии в саммите. Так, по мнению Павла Святенкова, Александр Лукашенко ведет себя как «недобросовестный и нестойкий союзник». «Будет интересно посмотреть, что скажет в этой ситуации Лукашенко. Как мы знаем, его бросает из стороны в сторону. Он то с Украиной бегает дружить, то внезапно делает пророссийские заявления. Его поведение прогнозировать трудно. Оно во многом зависит и от его политики лавирования между Западом и Россией, и от его личного настроения», — считает он.

Ростислав Ищенко не видит ничего предосудительного в участии одного из ближайших партнеров России в саммите «Восточного партнерства». «Почему бы Белоруссии не поучаствовать в мероприятиях? Иметь хорошие отношения с соседними государствами лучше, чем иметь плохие отношения. Белоруссия достаточно последовательно пытается выстроить нормальные отношения с Европейским Союзом. Другое дело, что Европейский Союз не хочет выстраивать нормальные отношения с Белоруссией. Но почему бы не поехать, не поговорить? Тем более, что адекватные политики в Евросоюзе понимают, что они слишком далеко зашли и надо искать пути возвращения к нормальной ситуации, поэтому вполне возможно, что они будут склонны более адекватно общаться с белорусскими дипломатами и, вполне возможно, для Белоруссии это будет даже не бесполезно», — отметил он.

Напомним, «Восточное партнерство» является проектом Евросоюза, направленным на интеграцию со странами бывшего СССР — Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Очередной саммит «Восточного партнерства» состоится в Риге 21-22 мая.