Законопроект о единой линейке учебников внесла в Государственную думу РФ глава комитета по безопасности Ирина Яровая («Единая Россия»). Об этом корреспонденту ИА REGNUM 12 мая сообщили в аппарате Госдумы.

Образовательные стандарты

Законопроект вводит понятие федеральных государственных образовательных стандартов для школ, которые представляют собой не только требования к структуре образовательных программ, но и базовое содержание программ учебных предметов.

Отметим, что создавать федеральные государственные образовательные стандарты могут любые юридические (в том числе НКО и ООО) и физические лица без каких-либо критериев, заключившие госконтракт с Минобрнауки России. Деньги за ФГОС перечисляются сразу разработчику на стадии получении заказа до проведения независимой экспертизы готовой работы. При этом экспертиза, построенная по принципу ответов на вопросы «да» или «нет», также не влияет на качество ФГОС. Применение принципа аутсорсинговых услуг при реализации конституционного принципа общедоступности школьного образования и при реализации единой государственной политики в области образования представляется необоснованным, уверена Яровая.

Законопроектом предлагается разработку федеральных государственных образовательных стандартов отнести к компетенции Российской академии образования (РАО). Таким образом, школы будут разрабатывать образовательные программы не на основе примерных программ, а на основе базового содержания программ федеральных государственных образовательных стандартов для школ, что обеспечит главное конституционное право ребенка — право на общее образование, отметила парламентарий.

Базовые учебники

Федеральный перечень базовых учебников будет состоять из общих линеек базовых учебников по учебным предметам «Математика», «История России», «Русский язык» и «Литература», которые представляют собой завершенную предметную линию учебников, следует из законопроекта. При этом общие линейки базовых учебников «История России» и «Литература» должны быть соотнесены между собой в части хронологического порядка изложения материала, обеспечивая преемственность изучения, считает Яровая.

При этом для получения образования в школах с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения указанные учебники базового уровня могут быть дополнены учебными пособиями, а также материалами и иными средствами обучения.

Авторы

Формирование общих линеек базовых учебников будет осуществляться по результатам открытого конкурсного отбора комиссией, состоящей из представителей Минобрнауки России, Минкульта России, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российских ученых, специалистов и экспертов. Членами комиссии не могут быть авторы, участвующие в открытом конкурсном отборе. Порядок проведения, перечень показателей и критерии оценки открытого конкурсного отбора устанавливаются и подлежат опубликованию в интернете Минобрнауки России, отмечается в документе.

В процессе проведения открытого конкурсного отбора в качестве авторов имеют право принимать участие российские ученые и специалисты, которые представляют материал в соответствии с базовым содержанием учебных предметов «Математика», «История России», «Русский язык» и «Литература» федеральных государственных образовательных стандартов.

Разработанные общие линейки базовых учебников перед утверждением Минобрнауки России федерального перечня базовых учебников по указанным предметам подлежат общественной экспертизе и научно-педагогической экспертизе со стороны Российской академии образования, мотивированное заключение по результатам которой должно быть опубликовано на сайте Минобрнауки России.

При этом обучение по указанным предметам может быть дополнено учебными пособиями, а также материалами и иными средствами обучения в процессе получения образования, которые не должны противоречить содержанию базовых учебников.

Три экспертизы

Законопроект вводит на законодательном уровне три вида экспертизы учебников с указанием лиц, которые вправе проводить экспертизу: научно-педагогическая экспертиза — проводит Российская академия образования, общественная экспертиза — проводится посредством публичного размещения в интернете и общественного обсуждения и региональная экспертиза — проводят уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и учебно-методические объединения, созданные органами исполнительной власти субъектов РФ.

Экзамены

Необходимость законодательного закрепления того, что федеральный перечень рекомендованных учебников состоит из учебников базового уровня, а также введения обучения по базовым учебникам по учебным предметам «История России», «Русский язык», «Литература» и «Математика» обусловлена и тем, что при отсутствии общих учебников, учебников базового уровня, тесты ЕГЭ являются общими, что заведомо ставит в неравное положение учащихся в реализации конституционного права на общее образование, отметила Яровая.

Для обеспечения равной оценки учащихся на основе единых критериев, законопроект устанавливает, что ЕГЭ и критерии оценки экзаменационных работ разрабатываются в соответствии с ФГОСами для школ и учебниками базового уровня, входящими в федеральный перечень рекомендованных учебников или базовыми учебниками по ЕГЭ по учебным предметам «История России», «Русский язык», «Литература» и «Математика».

Кроме того, уточняется, что государственная итоговая аттестация (ГИА) должна представлять собой не только оценку степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, но и полученных знаний, как в письменной, так и в устной формах.

Законопроект устанавливает обязательность ГИА по учебным предметам «История России», «Русский язык», «Литература» и «Математика», которые имеют обязательный характер для всех учащихся.

Устанавливается, что ЕГЭ по учебным предметам «Русский язык» и «Литература» будет проводиться письменно в форме сочинения, что позволит оценить полученные навыки письма и речи, а по «История России» — в письменной и устной формах, по итогам которых оценка будет складываться и выставляться средний балл, отмечает депутат.

Перечень пособий

Законопроектом вводится федеральный перечень рекомендованных учебных пособий, экспертиза которых проходит в порядке, аналогичном порядку в отношении федерального перечня рекомендованных учебников для школ. Указанные учебные пособия должны соответствовать базовому содержанию программ федеральных государственных образовательных стандартов для школ. При этом учебные пособия по содержанию не должны быть тождественными или сходными до степени смешения с учебниками и не должны, тем самым, его подменять, указала глава комитета.