Вашингтон видит в решении Москвы повод для создания региональной ПРО

В большой политике совпадения тех или иных мероприятий редко бывают случайными. Как правило, это цепочка запланированных действий с определенным смыслом и причинно-следственными связями, которую должен расшифровать эксперт. Мистика, конечно, тут ни при чем. Судите сами. 12 мая в Вене возобновятся переговоры политических директоров Ирана и ЕС, представляющего «шестерку» по ядерному досье. Как ожидается, будет продолжена работа над проектом основного текста итогового соглашения с Ираном, который будет основываться на ключевых пунктах, согласованных в Лозанне 2 апреля. Стали известны и некоторые детали технического характера: для формирования единого текста будущего соглашения обе стороны сначала представили свои письменные предложения, а в некоторых случаях были использованы видеопрезентации.

По заявлению замминистра МИД Ирана Абасса Аракчи, первичный вариант соглашения иранские дипломаты подготовят уже на нынешней неделе. В нём Тегеран расписал принципы, из которых должна сложиться система гарантий мирного характера ядерной программы в обмен на снятие международных санкций. «Это будет сложная работа. Черновик соглашения содержит достаточно спорных вопросов, — заявил Аракчи. — Он включает в себя круглые и квадратные скобки. Решение по ним будет принято в будущем». Добавим от себя, что это ещё и рутинная работа, успех которой зависит от желания сторон искать развязки и выходить на компромиссные позиции. Тем более что накануне Аракчи провел трехдневную встречу с замглавы дипломатии ЕС Хельгой Шмидт. Известно и то, что Иран и «шестерка» международных переговорщиков пытаются достичь проекта соглашения в Нью-Йорке, вне зависимости от того, сколько дней это займет.

На 13-14 мая в Кэмп-Дэвиде запланирована встреча президента США Барака Обамы с лидерами Кувейта, Омана, Бахрейна, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии. Как сообщили источники агентства Reuters, Обама предложит своим союзникам в Персидском заливе создать систему обороны в масштабах всего региона «с целью защиты от иранских ракет и снятия тревоги арабских стран по поводу любого возможного соглашения западных стран по иранской ядерной программе». Американские источники уточняют: такая тревога у государств Персидского залива появилась в связи с решением президента России Владимира Путина снять запрет на поставку Тегерану зенитно-ракетных комплексов С-300. Тут сразу проявляется невидимая ранее цепочка новой интриги. Профессор Института политических исследований в Париже Дидье Шоде выступил с сообщением, согласно которому «план России о продаже зенитно-ракетных систем С-300ПМУ-1 Ирану стал хорошо спланированным шагом, который не только сыграл на пользу экономическим и политическим интересам Москвы, но также вернул Иран и Запад за стол переговоров».

Выведем сейчас за скобки «интересы Москвы» и обратим внимание на тезис о возврате Ирана к переговорам. Такого достигнуть было бы невозможно без негласного согласия, прежде всего, США как члена «шестерки». Теперь С-300 используется Вашингтоном в качестве предлога для создания региональной системы ПРО на Ближнем Востоке, хотя до этого было хорошо известно о собственных успехах Ирана в области ракетостроения. И не только это. Западные СМИ сделали информационный «вброс». Журналист и политолог Пепе Эскобар, автор книги «Глобалистан: как глобальный мир растворяется в жидкой войне», озвучил «сенсационный вывод»: "Россия, запланировавшая поставки С-300 иранской стороне и модернизированные комплексы С-400 КНР, создаёт своеобразный «евразийский ракетный щит» от возможной агрессии НАТО. Из чего выходит, что Москва, «спасшая переговоры с Ираном по ядерной программе», в чем заинтересованы и США, «создаёт военный союз против Запада с участием Ирана и Китая», так как Тегеран, по Эскобару, «имеет статус наблюдателя в ОДКБ и присоединится к ШОС в ближайшие пару лет», и, «каков бы ни был исход ядерных переговоров с Ираном этим летом, он наряду с Россией обречен оставаться ключевой геостратегической мишенью США».

Вся эта «конструкция», однако, шита белыми нитками. США, вступившие в двухсторонние переговоры с Ираном под зонтиком «шестерки» в Лозанне, всячески склоняли его к региональному сотрудничеству и использовали йеменский кризис как средство давления на него. Теперь на завершающей фазе переговоров по ядерной программе Вашингтон, с одной стороны, выставляет российские С-300 как фактор иранской «угрозы» государствам региона, а с другой — пытается с ним вновь выйти на какие-то закулисные договоренности, в частности, обещая «завалить ЕС иранскими нефтью и газом, подорвав тем самым доминирующее положение „Газпрома“. Не случайно лидер Исламской Республики аятолла Али Хаменеи вынужден был заявить, что „угрозы официальных лиц США в адрес Ирана ставят под угрозу переговоры по ядерной проблеме“. Тем более что, по его словам, США не меньше, если не больше, чем Тегеран, нуждаются в этих переговорах». Складывается впечатление, что участники переговоров в Лозанне разыгрывают между собой некий спектакль для внешней аудитории, пытаясь её в чем-то убедить. Но скоро занавес будет сдернут, и зрители увидят финал.

Восточная редакция ИА REGNUM