В Германии разрабатывается новая стратегия безопасности, коллективным автором которой является министерство обороны Германии и германские вооруженные силы

В Берлине полагают, что настало время для новых стратегических ориентиров этой страны, поскольку прежняя стратегия — «Белая книга 2006 года германской политики безопасности и будущего бундесвера»(1) устарела и нуждается в существенном обновлении. Главная заявленная в причина — это военный кризис на Украине. В Берлине посчитали, что действия России в отношении Украины в корне меняют архитектуру безопасности в Европе. Официально заявлено, что новая политика безопасности будет отстаивать «международные установленные правила и нормы регулирования» против российских попыток установления «доминирования» с определением «зон влияния».

Однако украинский кризис лишь вписан в общую канву развития германской политики безопасности. Разработка новой стратегии безопасности является логическим шагом после заявлений о новой внешнеполитической ответственности Германии президента Германии Йоахима Гаука, министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера и министра обороны Урсулы фон дер Лайен. За последние два года неоднократно прозвучали призывы принять Германией «больше ответственность» в Европе и мире.

Новую оборонную политику Германии ее критики заранее определили как «агрессивную» и «без табу», т. е. без традиционных послевоенных запретов, накладываемых на эту область внешней политики Германии. Новая германская стратегия безопасности исключит какие-либо политические, географические или другие ограничения для осуществления военной интервенции за рубежом. Это глобально ориентированная милитаристская внешняя политика.

В рамках новой стратегии и будет осуществляться строительство германских вооруженных сил, как части военного потенциала НАТО. Согласно ей, военные расходы Германии будут увеличены, а парк ее военной техники обновлен.

Между тем, в военном ведомстве Германии полагают, что параметры оборонной политики Германии должны зависить, в первую очередь, от реальных возможностей ее армия, а не от неких внешних угроз. Между тем, широкая общественная оппозиция милитаризму и войне среди населения страны заставляет правительство Германии крайне осторожно подходить к вопросу об увеличении военных расходов и военных миссиях за рубежом. Целью новой стратегии станет и воздействие на общественное мнение, чтобы переломить послевоенные традиции пацифизма.

Для работы над текстом новой стратегии политики безопасности Германии уже создано четыре рабочие группы: «Политика безопасности и обороны», «Партнерства и альянсы» «Вооруженные силы» и «Национальный рамки действий». Среди участников рабочих групп отмечены политические деятели, определяющие политику безопасности, журналисты, ученые, военные, эксперты из германских и американских аналитических центров. В частности, известно, что в группах работают: главный редактор журнала Internationale Politik Силке Темпель, глава отдела планирования МИДа Томас Баггер, командующий территориального командования в Берлине генерал-майор Ганс-Вернер Вирманн, бывший ответственный за политику безопасности партии зеленых Винфрид Нахтвай, спикер политики безопасности ХДС/ХСС в бундестаге Хеннинг Отте, бывший редактор отдела безопасности германского издания Die Zeit и сотрудник американского Института Брукингса Констанц Штелценмюллер, заместитель генерального секретаря НАТО по оборонной политике и планированию военных сил генерал-лейтенант Хайнрих Браус; и профессор Университет Гумбольдта Герфрид Мюнклер.

* * *

Опубликованная в 1994 году германская стратегия безопасности определила, что многочисленные и разнообразные проблемы постсоветского региона представляют опасность для стабильности в Европе.(2) Германская стратегия безопасности в этом регионе направлена на то, чтобы стабилизировать этот регион. Распад Советского Союза и создание на его руинах новых государств означал рост межэтнической напряженности, поскольку миллионы людей в одночасье оказались на положении национальных меньшинств. Проблемной виделась из Бонна и ситуация с неприкосновенностью новых границ. Для стабилизации ситуации германское федеральное правительство способствовало тому, чтобы все новые государства на территории бывшего Советского Союза смогли присоединиться к ОБСЕ и другим международным организациям, например, Совету североатлантического сотрудничества. Германская стратегия безопасности исходила из того положения, что все межгосударственные конфликты на постсоветском пространстве могут быть решаемы только на основе принципов ОБСЕ. Такой путь блокировал России возможности геополитического реванша.

В отношении Российской Федерации Германия исходила из того, что в интересах Германии и всей Европы принять любую возможность и поддержать процесс политической, экономической, социальной и военной реорганизации Российской Федерации, т. е. постсоветское переходное состояние не устраивало Бонн.

В дополнение к своим евроатлантическим связям, тесному сотрудничеству с восточными соседями для безопасности Германии ключевую роль играли отношения с Россией и Украиной. Что касается собственно независимой Украины, то германская стратегия безопасности 1994 года определила эту страну в качестве ключевого фактора европейской стабильности. В силу своего размера, местоположения, экономического и военного потенциала именно Украина будет иметь влияние на развитие безопасности и стабильности в Центральной и Восточной Европе и за ее пределами, посчитали авторы германской стратегии безопасности. Федеральное правительство Германии делало ставку на демократическую, экономически самодостаточную и независимую Украину. Германия высказала готовности сотрудничать с независимой Украиной в духе партнерства. В качестве текущих проблем и задач строительства независимой Украины из Бонна виделось: радикальные реформы, «выходящие за рамки подходов, принятых до сих пор», «преодоление коммунистических силовых структур», вопрос национальной идентичности и осознание Украиной нового места в политической системе Европы. Ключевой проблемой политики безопасности Германии в 1994 году определялось выполнение Украиной своих обязательств по контролю за вооружениями, т. е. ядерное разоружение и отказ Украины от обладания ядерным оружием, доставшимся ей в качестве советского наследства. На основе Совместной декларации от 10 июня 1993 года Германия в дополнение к помощи в экономической и политической сферах, предложила Украине помощь в уничтожении ядерного оружия, а также соглашение о военном сотрудничестве, как своеобразный бонус за ядерное разоружение. Ядерное разоружение Украины снижало военный потенциал этой страны, что было выгодно Германии.

Стратегия политики безопасности Германии 2006 года учитывала уже фактор оранжевой революции на Украине 2004 года. Она трактовала это событие в качестве «радикальной модернизации на пути к большей демократии, конституционности и рыночной экономики». Стратегия 2006 года исходила из того, что Германия и впредь будет поддерживать политический и экономический процесс реформ на Украине. Вполне логично, что поддержка Германией «революции достоинства» 2014 года на Украине полностью вписывается в логику стратегии политики безопасности Германии, определенную в 2006 году.

Политика Германии в отношении Украины в немецкой стратегии безопасности была увязана с политикой по отношению к России. Стратегия политики безопасности Германии 2006 года определяла особое место России в двустороннем сотрудничестве с Германией, обуславливая это опытом общей истории и особой ролью России в качестве «выдающегося партнера НАТО и Европейского Союза» из-за российского размера и потенциала. Германская стратегия исходила из того, что Россия является постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, участником группы G8, активно работает в области ядерной энергетики. Кроме того, Россия, будучи членом Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, несет особую ответственность не в последнюю очередь в связи с ситуацией в регионах Закавказья и Центральной Азии. Кроме того, с точки зрения Германии, для многих европейских народов Россия является важным поставщиком энергии и экономическим партнером. Без фактора России, полагали авторы германской стратегии безопасности, безопасность, стабильность, интеграция и процветание в Европе не могут быть гарантированы. Поэтому Германия для активизации политического, экономического и социального сотрудничества на восточной окраине ЕС имеет особый интерес к России. Именно с учетом этих реалий Германия способствовала улучшению политического, экономического и культурного сотрудничества России с Европейским союзом и поддерживала еще более тесное сотрудничество России с Североатлантическим альянсом.

В 1997 году был принят основополагающий акт Россия-НАТО. В 2002 году был создан совет Россия-НАТО. Участие России в связке с НАТО в миротворческой миссии в Косово с 1999 по 2003 год стало, как полагают авторы германской стратегии безопасности, примером успешного сотрудничества.

В полной аналогии с хронологией российского сотрудничества с НАТО Украина в 1997 году подписала хартию сотрудничества с НАТО. Однако по своим результатам сотрудничество Украина-НАТО развивалось в ином направлении нежели, чем с Россией. Это видели авторы германской стратегии безопасности. Партнерство Украина-НАТО стало важным вкладом в политическую трансформацию специального партнерства НАТО с Украиной. Партнерство Украины с НАТО получило статус «специального». Основные направления сотрудничества были заложены в Плане действий Украина-НАТО в 2002 году. С 2005 года члены военного альянса и Украина стали вести активный диалог по вопросам о вступлении Украины в НАТО. С этого времени Украина стала вносить свой вклад в операции под руководством НАТО.

Таким образом, можно констатировать, что в стратегии безопасности Германии были определены разные линии по отношению сотрудничества НАТО с Украиной и Россией. В то время, как сотрудничество НАТО с Россией играло роль «сдерживания через объятия», то сближение Украины с НАТО через промежуток времени стало сопровождаться обсуждением перспектив членства Украины в этой организации. В настоящее время НАТО стало заявлять, что никто (читай: Россия) не может оспаривать возможного членства Украины в НАТО. При этом Германия поддерживает политику открытых дверей НАТО.

В отношении общей политики НАТО авторы германской стратегии безопасности не видят какой-то особой линии Германии. Они исходят из того, что именно трансатлантическое партнерство остается основой общей безопасности Германии и Европы. Поэтому авторы «Белой книги бундесвера 2006 года» полагают, что Североатлантический альянс будет оставаться краеугольным камнем будущей политики безопасности и обороны Германии.

Аналогичным образом политика безопасности Германии встроена в общую политику безопасности Евросоюза. Здесь безопасность Германии неразрывно связано с политическим развитием Европы. Сегодня Германия является частью все более сплоченной Европы, которая преодолела послевоенное искусственное разделение. Объединенная Германия играет важную роль, формируя будущее Европы. Как член Европейского союза и Северо-Атлантического альянса (НАТО) Германия зарекомендовала себя в качестве надежного партнера — таков вывод авторов германской стратегии безопасности, и пока мы не видим каких-либо существенных отступлений Берлина от этого официального документа.

Бундесвер является инструментом всесторонней и активной политики безопасности и обороны Германии. Согласно стратегической концепции безопасности 2006 года, вооруженные силы Германии должны быть разделены на три категории: силы реагирования, стабилизации и силы поддержки. Каждый из компонентов бундесвера должен обучаться и получать оборудование и вооружение в соответствии с этими тремя функциями. Силы реагирования должны насчитывать 35 тыс. военнослужащих, стабилизации — 70 тыс. военнослужащих и поддержки — 147,5 тыс. военнослужащих. Следовательно, общая численность бундесвера, согласно стратегии 2006 года, должна составить 252,5 тыс. военнослужащих. Согласно стратегического планирования, совместные контингенты этих сил способны вести военные операции низкой и средней интенсивности в течение длительных периодов времени в одной операции.

Стратегия безопасности 2006 года предполагала строительство бундесвера с тем расчетом, чтобы в силах реагирования НАТО бундесвер был представлен 15 тыс. военнослужащих, из которых в состоянии постоянной готовности находилось бы 5 тыс. военнослужащих. Для европейских сил бундесвер выделял 18 тыс. солдат (примерно треть от их общего числа), для международных миротворческих миссий ООН — 1 тыс. военнослужащих и для всяческих миссий спасения и эвакуации — 1 тыс. военнослужащих.

Таким образом, Германия в рамках своей ныне действующей стратегии безопасности может выставить на поле боя одну полноценную армейскую группировку и держать в качестве оккупационных сил, по крайней мере, — две. Участие бундесвера в тотальной войне с использованием оружия массового поражения и созданием массового резерва авторы германской стратегии безопасности 2006 года не предусматривали. Угроза тотальной войны может стать сдерживающим фактором для новейших внешнеполитических амбиций Германии и ЕС.

*****

(1) White Paper 2006 on German Security Policy and the Future of the Bundeswehr

(2) Germany. White Paper 1994.