Престранная история произошла на днях в Брянске.

В позапрошлую субботу, 11 апреля, в Брянской областной научной универсальной библиотеке им. Ф. И.Тютчева открылась фотовыставка «Брянщина в объективе войны. Детские судьбы». Ну что тут странного? — спросит читатель. Такая выставка в год 70-летия Победы — это совсем не странно, а даже на редкость закономерно. Так и подумали горожане, поспешившие на открытие выставки. И вот тут странное началось!

Пришедшие своими глазами увидели, что выставка состоит из фотографий, сделанных нацистами — служащими немецко-фашисткой армии, оккупировавшей Брянщину в годы войны. Да, снимки были сделаны на Брянщине. Да, на них запечатлены русские дети. Но! Эти фотографии были сделаны оккупантами для своих хозяев, для командиров и их родственников в фатерланде. И, конечно же, на них не было и не могло быть тех ужасов, который творили (в том числе на Брянщине) немцы и местные каратели. Увидели пришедшие и то, что какие-либо подписи, объясняющие, что данные фото — это «гламур», специально изготовленный для демонстрации в тылу (фашистском, естественно), отсутствуют. Нет и общего сопровождающего текста (какие бывают в музеях при входе в зал). Просто висят по стенам картинки о том, как весело и счастливо жили русские под немецким сапогом! То, что именно такой вывод должны были вслед за жителями гитлеровской Германии сделать жители современного Брянска, сомнений не вызывает. А как иначе — объектив, походя, схватил реальную жизнь, сообщают нам устроители выставки! То, что часть экспозиции составляют явно постановочные снимки, очевидно сделанные в целях рекламы «гуманности» немецко-фашистских захватчиков, их отчего-то не смущает. Ну не странно ли? — особенно в год 70-летия Победы!

Этим странности не ограничились. Кроме того, что ни в афише выставки, ни в подписях к фотографиям не было указано, что авторами снимков являются нацисты-оккупанты, среди представленных фотографий не было ни одной, где были бы зафиксированы преступления оккупантов или где нацисты выглядели бы плохо. Только вот фотографии улыбающихся детей, крестьянок в праздничных платьях и т.п.

А знаете, почему? Выступившие на открытии выставки авторы экспозиции честно рассказали, что выбраны для выставки снимки, сделанные оккупантами, потому, что они не «затерты», как многие фотографии советских фотокорреспондентов. А также потому, что они точно сделаны на территории Брянской области, а вот о советских снимках этого якобы сказать с уверенностью невозможно. Как бывает в сказках, дальше «всё страньше и страньше, всё чудесатее и чудесатее».

Фотовыставка в Брянске, открывшаяся накануне празднования Дня Победы, почему-то представила только нацистский взгляд на войну — своего рода «оккупацию лайт» — без преступлений немецко-фашистских захватчиков, без страданий населения на оккупированной территории, без борьбы с оккупантами. Даже не хочется представлять себе, какой «урок» вынесут с такой выставки молодые люди, не отягощенные, по сегодняшней моде, обширными знаниями истории Отечества.

Но тут случился афронт. Присутствовавшие на открытии выставки люди, отягощенные этими самыми знаниями (в частности члены Брянского отделения движения «Суть времени», лидером которого является С. Е. Кургинян), представили себе именно это — влияние выставки на неокрепшие и не слишком информированные умы молодого поколения. А представив, начали задавать вопросы. Не странные, как потом писали в разнообразных СМИ оппозиционно-либеральные любители оккупаций, а вполне логичные вопросы. Вот те самые, которыми и мы уже задались. Организаторы отговаривались тем, что это снимки немцев, которые они отсылали в Германию, поэтому и преступлений среди этих фотографий нет и не может быть, отвяжитесь! И действительно, зачем же слать жёнам и матерям всякое неприятное? И шефам из ведомства пропаганды это тоже совершенно ни к чему. В общем, чего вы от нас хотите? Чего хотели задававшие вопросы, предельно понятно. Они хотели, чтобы в преддверии 70-летия Победы выставка отражала хоть сколько-нибудь объективный взгляд на историю войны и оккупации и уж как минимум не рекламировала фашистов. Креативным организаторам «библиотечного пространства» этого, конечно, не понять. Они обиделись. И не просто обиделись, а начали строчить статью за статьей, решив, видимо, что лучшая защита — это нападение.

Через день после открытия фотовыставки, в понедельник, 13 апреля, в брянских интернет-СМИ была опубликована статья-донос «В Брянске активисты движения „Суть времени“ устроили скандал в библиотеке», в которой говорилось, что представитель «Сути времени» устроил провокацию на открытии выставки. В среду, 15 апреля, Брянское отделение «Сути времени» в том же СМИ опубликовало статью со своей оценкой выставки. Обе статьи активно обсуждались в комментариях. По сути, в обсуждении были заданы те же вопросы, которые задавались на открытии. Вразумительного ответа на них так и не последовало.

А в четверг, 16 апреля, стало известно, что выставка фоторабот нацистов в Брянской областной библиотеке им. Тютчева закрыта решением департамента культуры Брянской области. И это, хотя и отрадно, но… тоже странно: нечасто в наше время можно увидеть оперативную реакцию властей на любые, даже самые вопиющие события. Но, видимо, в данном случае степень приемлемой для власти вопиющести была значительно перекрыта. Причем, заметим, случилось это отнюдь не в результате каких-либо писем и требований от «Сути времени», а как реакция на вылившуюся в прессу дискуссию — на те самые две статьи «за и против». То есть на самом-то деле устроители выставки выступили в роли унтер-офицерской вдовы, когда привлекли внимание к происшествию.

Но… Но вы не думайте, что так скоро сказка сказывается! Дальше опять пошли странности. Они стали расти как снежный ком и… распространяться в сторону Москвы как степной пожар.

После закрытия выставки в библиотеке авторы открыли ее в интернете. И тут в полной мере проявились (независимо от того, хотели этого авторы или нет) и ее влияние на граждан, и ее реально профашистский характер, и, так сказать, «кому выгодна» эта выставка. В основном информацию о выставке разместили у себя (с соответствующими лентами комментариев) профашистские, антивластные группы в соцсетях (не будем перечислять, так как не хотим их рекламировать), «оппозиционно-либеральные» СМИ вроде «Дождя» и «Новой газеты» и — внимание! — украинское информационное агентство УНИАН. Странная компания, не правда ли?

Ну и последняя странность — буквально во всех публикациях, страдающих о закрытии «замечательной» выставки, непременно упоминали «страшную-престрашную, гадкую-прегадкую» «Суть времени», которая якобы «устроила скандал», якобы «писала доносы» и тем «добилась закрытия» и вообще «ужас-ужас-ужас». Это было бы смешно, если бы не было так лживо и противно. В кои-то веки власть оперативно отреагировала на действительно опасный и для общества, и для ее собственного имиджа эпизод. Но если это признать, то надо признать, что власть «держит руку на пульсе» хоть иногда. А во-вторых, надо признать, что эпизод-то опасный! И вредный. Может быть, даже злонамеренный. А признавать всё это — западло.

Потому что, конечно, выставка, по сути, была и антивластной, и профашистской, и оскорбительной, и провокационной. Авторы и организаторы думали, что, как всегда, никто ничего не поймет, и их провокация отлично «прокатит» (заметим, основания так думать у них, конечно, были). Но… не прокатило. И теперь, когда «фокус не удался», очень хочется перевести стрелки: это не работники библиотеки пытались в год 70-летия Победы под шумок устроить рекламирующую немецко-фашистских захватчиков выставку, это «сталинистская „Суть времени“» написала доносы и добилась закрытия их замечательной, демократическо-толерастической выставки. В общем, логично, правда? Оппозиционные либералы и фашисты именно так и должны поступать — прятать свои пакости за обвинениями других в скандальности и тоталитарности. Они так и поступили!

И вот это — единственный совершенно естественный эпизод во всей этой странной-престранной истории.