Ноу-хау от ФАНО: увольнение на больничной койке
Что случилось с директором Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН
Возмущение у коллектива сотрудников Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН вызвал приказ Федерального агентства научных организаций (ФАНО) от 13 апреля 2015 года об увольнении директора института академика РАН Э. М. Галимова. «В приказе об увольнении академика Э. М. Галимова не представлено какого-либо обоснования, не высказано претензий к директору, возглавлявшему институт свыше 20 лет и внесшему огромный личный вклад в развитие важнейших научных направлений», — сказано в решении собрания коллектива от 16 апреля 2015 года. «Не может оставить нас равнодушными и морально-этическая сторона вопроса, — подчеркивают сотрудники института, — поскольку приказ был издан в период тяжелой болезни Э. М. Галимова, находящегося на лечении, о чем было хорошо известно руководству ФАНО».
Представьте, человек находится в больнице, практически на операционном столе, а ему вручают уведомление об увольнении. Невероятно? Дико? Странно? Именно так поступило руководство ФАНО с академиком Галимовым. Коллеги считают, что истинная причина такого административного кульбита — критика ученым чиновников агентства. 11 апреля он обратился к общественности с открытым письмом по поводу деятельности ФАНО.
«ФАНО вообразило себя надзорной организацией, призванной железной рукой навести „порядок“ в Академии наук, — пишет академик в этом письме. — Деятельность ФАНО сводится к непрерывным запросам отчетности, объяснений. Никаких попыток оказать минимальную помощь от ФАНО не исходит. ФАНО практически дезорганизует работу». Академик поделился своим печальным опытом реформы академии: «Если до организации ФАНО я публиковал не меньше 6-8 статей в год, то в 2014 году у меня вышла 1 статья. Беспрецедентный бумажный поток захлестнул институт. Огромные силы и нервы уходили на преодоление непробиваемой бюрократии в, казалось бы, очевидных вопросах. В январе месяце (9-го числа) нынешнего года у меня случился тяжелый инфаркт. На три месяца я оказался на бюллетене». С горькой иронией ученый подвел итоги работы под руководством ФАНО: «Одна статья и один инфаркт».
Слова академика Галимова так задели чиновников ФАНО, что они всеми способами пытались его «подловить», как какого-нибудь школяра-прогульщика. Потребовали представить информацию «о периодах временного отсутствия на рабочем месте начиная с 1 января 2015 года с указанием причины (командировка, отпуск, временная нетрудоспособность) и приложением заверенных копий подтверждающих документов». В институт направили комиссию, как пишет Э. М. Галимов, «засвидетельствовать отсутствие меня на рабочем месте в течение 3 часов, чтобы принять в отношении меня санкции в соответствии с КЗОТ'ом». Когда требуемые документы были ФАНО получены, никаких извинений никто заслуженному человеку, ученому с мировым именем не принес. Более того, теперь он как-то странно уволен.
Как сообщили ИА REGNUM в Институте геохимии и аналитической химии, в настоящее время теперь уже бывший директор, академик РАН Эрик Галимов находится в клинике. Ему сделана операция на сердце. Однако вряд ли увольнение на больничной койке способствует благополучному выздоровлению. На вопрос, есть ли какая-то официальная формулировка такого решения со стороны ФАНО, и.о. директора Владимир Колотов ответил, что ее нет, просто расторгнут контракт. «По сути, это сделано за то, что Эрик Михайлович много писал в инстанции, которые находятся над ФАНО, в правительство, в прокуратуру, — отметил он, — это сведение счетов». Речь идет об истории с научным судном «Академик Борис Петров», закрепленным за ГЕОХИ. Как написал в своем открытом письме академик Галимов, это судно более года после капремонта простаивает в китайском порту Тяньцзинь «из-за волокиты по любому вопросу и нежелания ФАНО предпринять практические действия для перехода к эксплуатации судна».
Накопился огромный долг перед китайской верфью и компанией, которая занималась ремонтом корабля. ФАНО никаких мер не принимало. Лишь обращение в администрацию президента РФ сдвинуло ситуацию с мертвого якоря. Там ответили, что «вопросы содержания и материально-технического обеспечения научно-исследовательских судов, в том числе и НИС „Академик Борис Петров“, включая такие, как эксплуатация судов, их ремонт, модернизация, снабжение, проектирование, строительство и другие, находятся в сфере ответственности федеральных органов исполнительной власти и организаций-судовладельцев (в данном случае ФАНО России)». Поскольку деньги на решение проблемы ФАНО не выделяло, перекладывая ответственность на сам институт, то их — 700 млн рублей — выделили отдельно из бюджета страны. «Мы с момента постройки судна в 1986 году являемся организацией, которая занимается его оперативным управлением, — пояснил ИА REGNUM Владимир Колотов, — финансировала нас раньше Академия наук, но ФАНО не хотело и слушать, что им вменяется в обязанность содержание флота, начались беды и конфликты, которые переросли в нынешнюю ситуацию». По мнению и.о. директора, чиновники, получив, очевидно, нагоняй от правительства, в свою очередь решили наказать того, кто «вынес сор из избы». Отсюда и приказ об увольнении. Есть еще один нюанс. Академик Галимов неделю назад попросил у руководства ФАНО пять дней отпуска, чтобы сделать за рубежом плановую операцию на сердце. Получил отказ, но узнал об этом поздно, уже находясь в немецкой клинике. Коллеги ученого возмущены. «Как можно задерживать человека, нуждающегося в операции, не давать ему на пять дней уехать?! — удивляется Владимир Колотов. — Что от этого изменится? Это чиновничий подход. Так не принято вести себя в научном, интеллигентном сообществе». На собрании в четверг коллектив института выразил категорическое несогласие с решением ФАНО об увольнении Эрика Галимова и обратился к президенту РАН за поддержкой. Ученые настаивают на том, чтобы вопросы научной и кадровой политики в РАН «решались не исключительно собственником имущества академии, а с соблюдением декларированного принципа „двух ключей“, с учетом мнения квалифицированного научного сообщества».
Академик Эрик Галимов — автор более 500 научных публикаций, монографий (3 переизданы в США). На его счету изобретения и открытия. Он член президиума РАН, председатель Комитета по метеоритам, председатель академического Научного совета по проблемам геохимии, член Океанографической комиссии РАН, член Бюро Совета РАН по космосу. Почетный профессор МГУ, академик Академии горных наук, иностранный член Академии наук и литературы в Майнце (Германия). Лауреат премии имени В. И. Вернадского, удостоен орденов «Почета» и «Знак Почета». За выдающийся вклад в органическую геохимию награждён медалью Альфреда Трейбса Международного геохимического общества (2004). Основатель (1990) и руководитель научной школы "Глобальные циклы углерода «мантия — кора — океан — атмосфера», инициатор и руководитель программ исследования Луны и доставки вещества с Фобоса. Институт геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) им. В.И. Вернадского, который он возглавлял больше 20 лет, один из мировых центров в области геохимических исследований. Институтом организовано семь рейсов в Арктику, впервые в мире экспериментально синтезированы алмазы, мировое признание получили исследования в области органической геохимии изотопов.