Какова цена украинских угроз морским границам России?
Азовского моря для Украины больше нет
Президент Украины Пётр Порошенко сделал очередное заявление о том, что собирается вернуть Крым, — на сей раз с помощью возрождения военно-морских сил (ВМС). Во время выступления в Одессе он отметил необходимость скорейшей разработки и реализации Государственной целевой программы развития кораблестроения на период до 2035 года. Ещё одной важной задачей Порошенко назвал обеспечение безопасности и обороноспособности в Азово-Черноморском регионе.
Морская демагогия в Одессе
Само заявление достаточно забавное — за всё время независимости Украина заложила сама всего один относительно серьёзный военный корабль — корвет проекта 58250 «Володимир Великий». Постройка идёт в Николаеве с 2011 года, но построено, по украинским данным, 43% корабля. Фактически это означает то, что военное судостроение в стране мертво — во времена СССР в Николаеве строили авианесущие крейсеры, по сравнению с которыми украинский корвет водоизмещением 2650 тонн — жалкая «лодчонка». Большую же часть флота Украина позорно потеряла в марте 2014 года — львиная доля кораблей без единого выстрела подняла Андреевские флаги и перешла на сторону России. В итоге на вооружении у ВМС Украины осталось около 50% боевых кораблей, которые были перебазированы в Одессу, порты которой разместили их с большим трудом. Все корабли давно устарели, в том числе и флагман — фрегат «Гетман Сагайдачный», и не вооружены противокорабельными ракетами (ПКР). ПКР несёт лишь один ракетный катер проекта 206МР, но и то — морально устаревшие П-15М «Термит». Потеряно и единственное военно-морское учебное заведение — Академия военно-морских сил имени П. С. Нахимова, которое теперь продолжает работу уже в российском Севастополе.
То есть заявления Порошенко не имеют под собой практически ничего — это пустая демагогия с целью набрать рейтинг у украинских моряков, да порадовать неадекватных реваншистов. Ну и «распил» никто не отменял — вполне возможно, что за следующие 10-15 лет на Украине смогут построить 2-3 корвета проекта 58250, вооружённых французскими ПКР Exocet. Но по сравнению с Черноморским флотом РФ — это капля в море. При гипотетическом военном столкновении флот Украины будет полностью потоплен с помощью ПКР разных типов, в том числе наземного базирования «Бастион». Это произойдёт очень быстро и беспощадно. То есть вопрос с «возвращением» Крыма Украине исчерпан.
Азовское море для Украины теперь «озеро»
Но есть более интересный вопрос, который практически никем не поднимается, — а именно новые морские границы в Азовском море и доступ к его акватории. Последнее заявление о делимитации границ морского пространства в Азовском и Чёрном морях было подписано в 2012 году Владимиром Путиным и Виктором Януковичем. Однако окончательное решение так принято и не было. Условно граница проходила по Керченскому проливу, но конкретное видение этой границы у стран было разным. Однако после вхождения Крыма в состав России всякие разговоры об урегулировании этого вопроса, естественно, прекратились. Теперь никаких официальных морских границ там не имеется, тем не менее абсолютно ясно, что весь Керченский пролив остался за Россией, как и участок Азовского моря, прилегающий к берегам Крыма. Крымский участок Чёрного моря, естественно, тоже потерян Украиной. Теперь фактически перемещение кораблей из Азовского моря в Чёрное море и обратно без разрешения России невозможно. Соответственно, доступ к Азовскому морю имеется только у военных кораблей Черноморского флота РФ. Что касается границ Украины в Азовском море — то ими условно можно считать 22-километровую прибрежную зону: так определяются границы государств в любых морях и океанах.
Украинская сторона имеет в портах Мариуполя и Бердянска лишь небольшое количество катеров, которые перебазировались туда во время «Крымского кризиса». То есть де-факто Украина сейчас может надёжно контролировать только прибрежную зону Азовского моря от населенного пункта Широкино до Стрелкового (граница Украины и России в Республике Крым). Участок прибрежной зоны от российской границы (Новоазовск) и до Широкино находится под контролем Донецкой народной республики. ВМС Украины на Азовском море способны лишь на борьбу с десантами ополченцев, и то — с переменным успехом.
Что касается создания какой-либо угрозы России — то здесь крыть нечем: акватория российской части Азовского моря контролируется катерами Черноморского флота РФ, иногда заходят и более крупные корабли. В патрулировании участвует также авиация ВМФ России. Примечательно, что любая цель в Азовском море может быть поражена противокорабельной ракетой с Крыма или с кораблей Черноморского флота, которым даже не придётся покидать акваторию Чёрного моря.
Ещё один возникший вопрос, связанный с морскими границами, — неопределённость в районе западного побережья Крыма. Расстояние от берега Республики Крым до берега Украины здесь составляет от 15 до 40 км — то есть применить стандартное международное законодательство невозможно — странам просто не хватит места для создания 22-километровой зоны территориальных вод. При этом именно в этом районе имеется несколько богатых нефтью шельфов. В таких случаях часто граница определяется по срединной линии, но отношения между Украиной и Россией сейчас не предрасполагают к конструктивным переговорам. Вопрос не будет решён до того момента, пока Украина не признает присоединения Крыма к России. Тем не менее вызвать локальные обострения в отношениях этот вопрос может.
Выводы
1. Разговоры о возрождении ВМС Украины — лишь разговоры. Никаких ресурсов для этого сейчас нет и в обозримом будущем не предвидится. Нет нормальной инфраструктуры для военного флота. Скоро остро встанут кадровые проблемы — новых моряков учить негде, а многие из действующих теперь служат в Вооружённых силах РФ. Соответственно, угрозы безопасности Республике Крым со стороны ВМС Украины нет.
2. После присоединения Крыма к России вопрос о делимитации морских границ с Украиной, казалось бы, исчерпан. Главный спорный момент, связанный с границами в Керченском проливе, теперь потерял актуальность. Однако возникла новая проблема с делимитацией границ у западного побережья Крыма.
3. ВМС Украины более не имеют доступа к Азовскому морю. Возможно использование лишь патрульных катеров, находящихся в азовских портах. В военном смысле Азовское море для Украины потеряно.
4. Безответственные заявления украинского руководства продолжаются — политическая элита отвечать за свои слова за 20 лет независимости на Украине разучилась.