Создание Агентства по делам национальностей отвечает требованиям времени, заявил первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Отари Аршба, комментируя подписанный президентом РФ Владимиром Путиным указ

В своём комментарии Отари Аршба напомнил, что полномочия в сфере национальной политики были разбиты более чем по восьми ведомствам. «Этот орган прошёл сложнейший путь от министерства до департамента в министерстве культуры», — заявил депутат. «В России 182 народа, более чем на 30 языках ведется преподавание, 59 языков являются предметом изучения. Национальная гармония внутри и создание российской нации — это наша цель», — подчеркнул Аршба.

По мнению парламентария, создание агентства, «может быть, чуть и запоздало, но абсолютно в русле требований времени». «В любом случае это шаг вперед», — заявил он. «Я приветствую создание этого ведомства и желаю ему успехов, — сказал депутат. — Это будет конкретный орган, который займётся укреплением российской нации».

Руководитель Межрегионального координационного совета партии «Единая Россия», депутат Госдумы Адальби Шхагошев убеждён, что нужно сконцентрировать своё внимание на национальном вопросе.

«Важно, какую структуру агентства мы увидим, — сказал он — Лично я хочу увидеть энергичную молодую команду, которая сможет сделать так, чтобы федеральное агентство с первых дней взялось за работу. Я хочу видеть в составе этого агентства людей, которые имеют опыт разрешения национальных конфликтов в стране. Людей, которые могли бы предупредить конфликты, подобные тем, которые происходили на Манежной площади».

По его словам, то, что эти конфликты произошли ранее, свидетельствует о неэффективной работе по профилактике и отсутствии должного мониторинга. «Если у нас будет профессиональный мониторинг, если мы будем знать слабые точки в национальных республиках, то мы сможем заняться нормальной профилактикой и единением народа нашей страны», — убежден Шхагошев.

Он подчеркнул, что «национальный вопрос — одно из тончайших направлений при гармонизации отношений внутри нашей страны». «Это агентство должно работать в серьёзной состыковке с внутренней политикой в целом в России. Люди, работающие в этом агентстве, должны быть настоящими патриотами. Должны быть готовы поставить всё на карту для того, чтобы национальный вопрос был приоритетом при разрешении конфликтов. Мы не имеем права на то, чтобы через месяц или два об этой структуре заговорили как об аморфной, бесполезной. Национальный вопрос может стать слабым звеном в такой стране, как у нас», — заключил Шхагошев.

Со своей стороны, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов в качестве основной задачи агентства видит информационно-аналитическое обеспечение государственной политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

По его словам, функции агентства «могли осесть в министерстве культуры, что было бы не самым удачным решением». «Это усугубило бы фольклорно-фестивальный крен модели государственной национальной политики, который и так в ней заложен, и абсолютно не способствует работе с реальными факторами напряженности в сфере межэтнических отношений», — считает политолог. — Агентство может и должно работать более комплексно".

Как отметил Ремизов, в России необходимо создать систему мониторинга межэтнических отношений и факторов напряженности этих отношений, которая охватывала бы всю страну.

«Это большая работа, которая агентству предстоит, и сделает оправданным создание такой структуры», — подчеркнул он. Также необходимо, по мнению эксперта, развитие и коррекция нормативно-правовой базы, методическое обеспечение национальной политики с точки зрения обеспечения единых подходов в регионах.

В то же время, по мнению президента Института национальной стратегии, такое направление, как взаимодействие с национальными культурными автономиями, в России «традиционно переоценивается». «В действительности оно полезно, но играет незначительную роль в воздействии на реальные факторы межэтнической напряжённости», — отметил Ремизов.

«Чтобы работать с такими сложными процессами, как иммиграция, клановая экономика, этническая преступность, этнократия в ряде регионов, необходимо получать информацию „с поля“ и иметь возможность выводить эту информацию и проекты решений на более высокий уровень», — заявил политолог. «Важно, чтобы агентство рассматривалось не как орган, который проводит государственную национальную политику, а как орган, который обеспечивает её проведение», — добавил президент Института национальной стратегии.