В какой альянс вступают Вашингтон и Тегеран или что они собираются разрушить?

Министр иностранных дел России Сергей Лавров будет принимать решение об участии в министерской встрече «шестерки» и Ирана по «иранской ядерной программе», исходя из очередного раунда переговоров, который начнется в Лозанне в среду, сообщает РИА «Новости». «Переговоры возобновляются завтра, посмотрим, как они будут развиваться», — заявил Лавров журналистам в Гаване. Россия — полноценная участница «шестерки», которая участвует в переговорном процессе. Почему же тогда глава МИД России использует сослагательное наклонение с глаголом «посмотрим»?

По сценарию, Тегеран и «шестерка» посредников (пять постоянных членов СБ ООН + Германия) к 24 марта намеревались подписать политическое соглашение по урегулированию ядерной программы, а до конца июня достигнуть всеобъемлющей договоренности. Заместитель руководителя пресс-службы госдепартамента США Мари Харф сообщила, что госсекретарь Джон Керри в Лозанне проведет переговоры с министром иностранным дел Ирана Джавадом Зарифом, но при этом специально подчеркнула, что эти переговоры осуществляются в формате международной «шестерки». Однако предыдущий раунд встреч в Лозанне с 15 по 20 марта проходил в формате двухсторонних консультаций Керри — Зариф. Ранее иранский министр заявлял, что решение вопросов по техническим деталям ядерной программы предстоит найти все же в следующем раунде переговоров, хотя были «обозначены „соответствующие технические и политические решения“ проблем, которые казались ранее неразрешимыми. Зариф также отметил, что странам „шестерки“ требуется больше времени для координации позиций, поскольку им „приходится учитывать различные политические взгляды, интересы и даже моменты личного характера“.

В это время директор ЦРУ Джон Бреннан выступает с заявлением, согласно которому „иранская ядерная программа — отдельный вопрос, который можно урегулировать“. Затем Wall Street Journal публикует „утечку“ информации о действиях израильских спецслужб, которые, по данным издания, прослушивали переговоры по ядерной программе, добывали подробности дискуссий на закрытых совещаниях американских и европейских дипломатов, чтобы знать, „какой позиции придерживается Вашингтон“. Представитель канцелярии израильского премьера Биньямина Нетаньяху опроверг в эфире CNN публикацию американской газеты, но это лишний раз доказывает наличие интриги, суть которой состоит в том, что на переговорах Керри — Зариф, помимо ядерной тематики, присутствуют и другие вопросы, двусторонние встречи, наряду с форматом „шестерки“, носят параллельный характер, а сам Керри неискренен, когда утверждает, что „шестерка“ остается единой по иранскому ядерному досье.

По словам Бреннана, „вне зависимости от того, будет ли иметь место соглашение или нет, мы должны продолжить оказывать давление на Иран, чтобы гарантировать, что он не сможет продолжать дестабилизировать ситуацию в ряде стран региона“. То есть Вашингтон использует „шестерку“ для проведения с Тегераном параллельного согласования, видимо, с прицелом на то, что форматы могут быть в будущем разведены, но лишь после того, когда Белый дом добьется от Ирана „соответствующих гарантий“ не только по вопросу его ядерной программы. Поэтому не совсем понятен оптимизм президента США Барака Обамы, который „уверен, что если будет соглашение, то это будет хорошее соглашение и для Соединенных Штатов, и для Израиля, и для безопасности в регионе“. Похоже, Обама зашел так далеко, что решил сделать на Тегеран ставку, несмотря на резкое осложнение отношений с Израилем и Саудовской Аравией, а также в ситуации отсутствия поддержки не только со стороны Республиканской партии, но даже и некоторых демократов.

Шахматисты иногда разыгрывают гамбиты, сознательно жертвуя фигуру в бою, чтобы выиграть потом всю партию. Такой маневр американцы сейчас проводят на Ближнем Востоке. Как считает французское издание Slate.fr, „США стараются избежать любых пересечений между кризисами на Украине и на Ближнем Востоке“. Они готовы распахнуть объятья перед Асадом после того, как в течение нескольких лет рассматривали его уход как обязательное условие прекращения гражданской войны. Шаги в этом направлении уже сделаны. Но ключи от решения проблемы держат в руках Москва и Тегеран, который поддерживает Дамаск и Багдад, но фактически участвует в борьбе с „Исламским государством“, в чем обнаруживаются общие „объективные“ интересы с Вашингтоном. Сложно представить, что американцы и иранцы могут сформировать коалицию для борьбы с „халифатом“, однако им вполне под силу пройти вместе хотя бы небольшой отрезок пути, что может создать условия для подписания более широкого соглашения, в том числе и по ядерной программе.

Таким образом, через инструментарий ИГИЛ в регионе волей-неволей меняются альянсы». Но как? Раньше на сирийском плацдарме были обозначены контуры альянса Москва — Дамаск — Тегеран, теперь Белый дом, действуя в режиме обратного хода, намерен заменить в нем Москву на Вашингтон. Так полагает и турецкая газета Cumhuriyet: «Керри заговорил о необходимости активных усилий для вступления в переговоры с Асадом и поиска политического, а не военного, решения проблемы, что означает выбор США в сторону медленных геополитических перемен в регионе». А вот позиция израильского портала Israel Hayom: «Асад опирается на Россию, в большей степени — на Иран и ливанскую „Хезболлу“. Если Керри заявляет, что США более не исключают диалога с Асадом, и дает понять, что Вашингтон готов смириться с его пребыванием у власти, то в какой альянс вступают США или что они собираются разрушить?»

Тегерану еще предстоит оценить эффективность избранной им политико-дипломатической технологии по игре на двух досках с «шестеркой» и параллельным переговорам с Вашингтоном. По оценке верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, переговорный процесс «находится в критической фазе». При этом Иран соблазняют в случае достижения публичного соглашения по ядерной программе (и добавим от себя — непубличной договоренности с США) «большими возможностями для сотрудничества как в двустороннем формате, так и на региональном уровне». Тегеран и Вашингтон разыгрывают гамбит. Посмотрим, какой из них станет удачным и какими фигурами пожертвуют оба игрока.

Восточная редакция ИА REGNUM