«Совершенствование демократии» на Украине может обойтись западным спонсорам Майдана №2 куда дороже, чем они на это рассчитывали

События последнего года и текущие тенденции в экономической и политической жизни страны наглядно показали, что устроить государственный переворот в географическом центре Европы оказалось гораздо проще, чем получить от этого ощутимые дивиденды.

Это же экономика, дурачки!

Именно под таким неофициальным девизом Биллу Клинтону удалось победить Джорджа Буша-старшего на президентских выборах 1992 года. Спустя почти четверть века этот лозунг остается не менее актуальным — только теперь уже в отношении Украины.

Судите сами: по словам заместителя государственного секретаря США Виктории Нуланд, с 1991 по 2014 год Вашингтон вложил в «поддержку демократии» на Украине 5 млрд долларов (включая стоимость печенья, розданного на Майдане лично г-жой Нуланд). Результатом стали две последовательные «революции», причем последняя сопровождалась значительными потерями территории (Крым, Донбасс), крахом экономики (15,2%-е падение ВВП и 10,7%-е — промышленного производства) и практически полным развалом финансовой системы (с более чем четырехкратной девальвацией гривны).

Для сохранения этих весьма знаковых завоеваний демократии в отдельно взятом европейском (!) государстве уже в начале 2015 года потребовалось срочное расширение кредита МВФ, которое (под мощным давлением опять-таки США) и было принято 11 марта. И что же? Не успели первые 5 млрд долларов из этой суммы зайти на счета НБУ, как вдруг выяснилось, что ни их, ни последующих порций финансовой помощи из обещанных 17,5 млрд для «спасения» Украины попросту не хватит! Об этом уже спустя три дня (!) после получения открытым текстом заявила глава украинского Минфина Натали-Энн Яресько в своем интервью западным масс-медиа, основные положения которого позже были трансформированы в ее статью, опубликованную 15 марта в Wall Street Jornal под знаковым названием «Отвести Украину от края [пропасти]».

Оставляя за рамками данного материала лирические пассажи вроде того, насколько успехи украинской экономики важны для «обеспечения безопасности Европы» и «поддержания демократических ценностей во всем мире», отметим основное: руководитель финансов Украины (с американским паспортом) четко дала понять — выделенных МВФ средств не хватит для перезагрузки экономики страны. Более того, для получения очередного (и последующих) траншей кредита Фонда официальный Киев должен уже к июню текущего года договориться с зарубежными кредиторами о реструктуризации выплаты госдолга. Речь идет о согласовании снижения ставок по внешним (в первую очередь) долговым обязательствам и/или пересмотре сроков выплат по ним — иными словами, о техническом дефолте.

Понятное дело, что, выдвигая подобные условия, МВФ пытается соблюсти прежде всего свои интересы: чем меньше Украина будет платить другим своим заимодавцам, тем больше денег останется у нее на обслуживание кредита Фонда. Естественно, возникает вопрос: за чей счет банкет?

Русских не обманешь

Изначально МВФ (и, естественно, США) надеялись, что платить по всем счетам им удастся заставить… Россию. План был изящен и прост: Москва выделяет Киеву кредит в 15 млрд долл плюс обеспечивает льготную цену на газ — то есть делает все, чтобы поддержать украинскую экономику, между тем как Вашингтон инвестирует только в смену власти на Украине и, возможно, частично финансирует мероприятия по ее дальнейшему укреплению. Однако этот расчет не оправдался: выделив (еще в декабре 2013-го) первые 3 миллиарда, Россия затем заморозила выделение очередных траншей новой киевской власти, пристально наблюдая за соотношением украинских ВВП и госдолга. В то время как первый из них неуклонно падал (до 15,2% по итогам III квартала 2014-го), второй столь же неуклонно рос. В результате по итогам 2014 года госдолг Украины взлетел до 73,0% (вместо ожидаемых 60,2%), а к завершению 2015-го, согласно последним исследованиям МВФ, может достичь уже 94,0%.

На этом фоне 3-миллиардный транш российского кредита превращается для действующих украинских властей в своеобразного «троянского коня»: соотношение внешней задолженности и валового внутреннего продукта еще во второй половине прошлого года позволяло РФ потребовать его досрочного погашения, чего, однако, Москва не сделала. Зато с начала 2015-го российская сторона уже дважды (в феврале и марте) заявила, что пока «не готова» рассматривать вопрос о реструктуризации украинского долга, а напротив — желала бы получить его в полном объеме (т.е. плюс 5,0% годовых) в декабре текущего года…

Последнее заявление по этому поводу главы Минфина РФ Антона Силуанова прозвучало почти синхронно с призывом его украинской коллеги Н. Яресько (которую, кстати, официальный сайт Bloomberg поспешил назвать «американской женщиной, стоящей между Украиной и Путиным») отвести Украину от «края пропасти». Это можно было счесть случайным… если бы не еще одно совпадение. А именно — незадолго до этого руководство «Газпрома» озвучило текущую сумму газового долга Украины, который достиг 2,4 млрд долл. (не считая практически неминуемых расходов на предоплату поставок «голубого топлива» до конца года). Таким образом, по самым скромным подсчетам только «русский» долг официального Киева с выплатой в 2015 году достигает 5,7 млрд долларов, что уже на 200 млн превышает первый транш нового кредита МВФ. Всего же (в лучшем случае) Украина рассчитывает до конца года получить у Фонда порядка 10 млрд долл., львиную долю которых ей придется направить на пополнение золотовалютных резервов…

Европу не догонишь

Обманувшись в своих искренних ожиданиях повесить основное финансирование очередной украинской «революции» на Москву, МВФ (и официальный Вашингтон) вполне естественно обращают свой взгляд в сторону Брюсселя. Однако Евросоюз, и без того измученный благоприобретенными (благодаря США) экономическими проблемами, которые были вызваны потерями от антироссийских санкций и ответного продовольственного эмбарго, пока явно не спешит с оказанием киевской власти масштабной финансовой помощи.

Правда, под нажимом США Европарламент буквально на днях одобрил выделение для Украины 1,8 млрд евро (порядка 1,93 млрд долл.), но… первые две порции этой суммы Киев сможет получить не ранее июля-августа текущего, а последнюю — уже в 2016 году. Таким образом, общий взнос стран ЕС в дело поддержания демократии на Украине в течение двух лет (2014-2016 гг.) составит около 3,41 млрд евро (3,65 млрд долл.), что явно недостаточно для компенсации инвестиционных рисков США и МВФ в этой же области.

Впрочем, после обострения событий на юго-востоке Украины в апреле-мае прошлого года (экономические последствия которых не были своевременно и адекватно просчитаны специалистами Фонда) европейский капитал не склонен избыточно доверять (и доверяться) последнему в вопросах вывода этой страны из кризиса. Как следствие, по итогам 2014 года объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ в Украину) значительно сократился, причем в первую очередь «проголосовали ногами», убегая из страны, деньги таких инвестиционных лидеров, как Германия, Нидерланды, Франция и т.д. Подобный скепсис сохраняется по отношению к возможностям стабилизации украинской экономики и на ближайшие годы — даже теперь, после очередного «расширения» помощи ей со стороны МВФ. Об этом свидетельствует ряд публикаций влиятельных экономических изданий, в частности, английского The Ecоnоmist, эксперты которого последние пятнадцать месяцев оценивают ситуацию на Украине все более и более пессимистично.

Например, в одном из последних материалов с более чем красноречивым названием «Новая Греция на востоке» весьма скептично оцениваются новые прогнозы МВФ насчет преодоления «первичного» бюджетного дефицита Украины всего лишь за один(!) год, в то время как, например, Греции (без разрухи и гражданской войны) для этого понадобилось четыре года. Британские специалисты обращают внимание на «фантастические» планы погасить в указанный период 6,9% дефицит государственной компании «Нефтегаз» («съевший» до 5,7% ВВП страны по итогам 2014 года), который украинское правительство (с благословения Фонда) планирует переложить на плечи населения. При этом уровень только официальной безработицы в стране, согласно подсчетам МВФ, должен подняться до 11,5% (с 7,3% в 2013-м), а вот расходы на выплаты пособий по безработице — напротив, рухнуть на 30,0% по сравнению с этим последним докризисным годом.

Иными словами, социальное напряжение на Украине, и без того существенно увеличившееся за прошедший год, получит дополнительный толчок к росту, что вряд ли позитивно скажется на инвестиционном климате страны. А значит, все «стабилизирующие» инициативы МВФ, сопровождаемые призывами официального Вашингтона «спасти украинскую демократию», вряд ли в обозримой перспективе приведут к реальному росту долговременных инвестиционных программ, без которых (по мнению, кстати, западных специалистов) экономика Украины обречена и далее продолжать свое падение.