Очередной дипломатический скандал между Минском и Бишкеком из-за укрывательства властями Белоруссии «семьи» киргизского экс-президента Курманбека Бакиева вновь актуализировал вопрос о прочности оснований Евразийского союза, в создание которого Россия вложила очень много и на который Киргизия возлагает большие надежды. О том, сможет ли Александр Лукашенко осложнить вступление азиатской республики в ЕАЭС, корреспонденту ИА REGNUM рассказали белорусские политологи Николай Малишевский и Николай Радов.

«Наглое и циничное убийство в Белоруссии „предположительно гражданина Киргизии“ — удобный повод для официального Минска, чтобы шантажировать Москву угрозой блокирования присоединения Киргизии к ЕАЭС, — считает Николай Малишевский. — То, что речь идет о киргизских „криминальных авторитетах“, т.е. бандитах и уголовниках типа Алманбета Анапияева, делу не мешает, а наоборот — способствует. Соответственно, это и удобный рычаг опосредованного воздействия на Москву — через давление на Бишкек, ведь бежавшие оттуда бывшие высокопоставленные паханы покойного хорошо себя чувствуют в Белоруссии».

«Заблокировать сам процесс присоединения Киргизии у Минска силенок не хватит — в случае если в Бишкеке имеется достаточное количество адекватных людей, понимающих все выгоды от присоединения к ЕАЭС. Но создание вокруг процесса экономического возрождения постсоветского пространства фона лукавых обвинений, дрязг, скандалов и прочей гнусности — у местных хлопцев получается», — констатировал Малишевский.

Николай Радов также считает, что теоретически Александр Лукашенко может использовать «фактор Бакиева» и в отношениях с Бишкеком, и с Москвой, и с Брюсселем. Однако, считает эксперт, если с властями Киргизии Лукашенко может себе позволить резкие публичные действия, то с Москвой — нет.

«Во-первых, определенная напряженность в белорусско-киргизских отношениях уже давно наблюдается, и Бишкек не первый год требует вернуть Курманбека Бакиева. Поэтому нынешний обмен „любезностями“ неудивителен, — сказал Радов. — Во-вторых, ЕАЭС все же союз экономический, и если в Минске будут уверены в том, что в Киргизию можно будет увеличить экспорт, то все политические амбиции, даже на фоне „минских встреч“, отойдут на второй план».

«В-третьих, такое мелкое пакостничество не будет улучшать политический статус Лукашенко — он уже „международный миротворец“, и обращать внимание на киргизов и мстить им по меньшей мере глупо — только если не сделать это в пику России. Однако вряд ли он решится на конфликт с Москвой по данному поводу — сегодня у Лукашенко ссориться с Москвой нет необходимости. Конечно, можно предположить, что Минск может сделать нечто подобное — затормозить вступление Киргизии в Евразийский союз, выдвинуть какие-либо дополнительные требования с целью дать сигнал Евросоюзу о том, что он может навредить определенным образом планам России, и попросить некие бонусы. Однако это слишком сложная комбинация», — сказал белорусский политолог.

Как сообщало ИА REGNUM, договор о Евразийском союзе вступил в действие с 1 января 2015 года. Союз объединяет Россию, Белоруссию, Казахстан и Армению, а с весны 2015 года, как ожидается, он пополнится Киргизией. Отношения между Минском и Бишкеком осложнены отказом Александра Лукашенко выдать Киргизии Курманбека Бакиева и его брата Жаныбека Бакиева, заочно приговорённых на родине к длительным срокам заключения за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. После очередного отказа Лукашенко выдать Курманбека Бакиева из Белоруссии был отозван посол Киргизии. Представители официального Минска дали понять, что настойчивые требования официального Бишкека осложнят процесс интеграции Киргизии в Таможенный союз.