28 февраля 2015 года убийство Бориса Немцова — в топах международных новостей западных СМИ. Простой обзор новостных заголовков позволяет понять значение этого события в идущей информационной войне против России. При оценке подобного материала мы должны учитывать то обстоятельство, что он адресован в первую очередь западным читателям, которые в большинстве случаев не могут разбираться в нюансах российской внутренней политики.

Западные СМИ в своих заголовках определяют место Бориса Немцова в российской политике. При этом всячески варьируется понятие «оппозиция», хотя при этом и не уточняется ее несистемный характер. Немцов — это российский «оппозиционер», «деятель российской оппозиции», «оппозиционный политик» и даже «лидер оппозиции». «Оппозиционера Бориса Немцова убили в Москве» — такой заголовок своему материалу дал Forbes. Bloomberg написал: «Российский оппозиционный деятель Борис Немцов убит в Москве». «Российский оппозиционный политик Борис Немцов застрелен в Москве» — дало свой заголовок влиятельное американское издание The Wall Street Journal. «Российский оппозиционер Немцов убит в Москве четырьмя выстрелами в спину» — это из французского Le Figaro. «Российский оппозиционер Борис Немцов застрелен у Кремля» — а это из французского Le Monde. Британский Guardian написал: «Российский оппозиционный политик Борис Немцов застрелен в Москве». Американский аналитический ресурс Stratfor дал такой заголовок: «Россия: Смерть лидера оппозиции может вызвать негативную реакцию». Другое позитивное в глазах западной демократии персональное определение Немцова — это «реформатор». Британское издание Financial Times написало: «Лежит убитый российский реформатор. Лидер российской оппозиции Борис Немцов застрелен».

Борис Немцов — оппозиционер, а еще он и «враг Путина». Более сдержанное определение, связанное с именем российского президента: Немцов — «критик Путина». «На улицах Москвы застрелен враг Путина», — такой заголовок дала американская New York Post. Newsweek написал: «Критик Путина Борис Немцов застрелен в Москве». Ему вторит влиятельное американское издание The Wall Street Journal: «Критик Путина Немцов застрелен в Москве». Германский Handelsblatt: «Критик Путина Борис Немцов застрелен». Германский информационный ресурс Süddetsche.de написал: «На смерть критика Путина Немцова. Один из многих». Аналогичным образом определяет Немцова британское Би-би-си: «Критик Путина, российский лидер оппозиции Борис Немцов убит в Москве». По другой версии Борис Немцов — не просто «критик». Он — «ведущий критик». Британский Telegraph написал: «Ведущий критик Путина застрелен за пределами Кремля». Определение уточняет британский Independent: «Борис Немцов застрелен: откровенный критик Путина, который выражал опасения за свою жизнь, был убит недалеко от Кремля». Немцов — «откровенный критик» и просто «противник Путина». «Убийство недалеко от Кремля. Противник Путина Борис Немцов убит четырьмя выстрелами» — это заголовок германского издания Das Bild. Подобный же заголовок из германского Frankfurter Rundschau: «Противник Путина Немцов убит».

Самое оригинальное определение для Немцова в заголовках среди западных СМИ придумал германский Spiegel-Online: «Борис Немцов. Бесстрашный повстанeц». Западные СМИ особо подчеркивают своими заголовками знаковое значение места совершения преступления — это Москва, Кремль. Кремль не только символический, сакральный и реальный центр российской политики, но это и ее история, связывающая идеей государственности воедино различные периоды.

«Борис Немцов — враг Владимира Путина застрелен в тени Кремля» — такой заголовок к материалу на тему дало ведущее американское издание New York Times. Про «тень Кремля» пишет и британская Mail Online: «Выстрел в спину в тени Кремля». «Оппозиционер Борис Немцов убит у стен Кремля», — озаглавило свой материал ИА Reuters. «Борис Немцов убит в Москве у стен Кремля», — вторила Reuters британская корпорация Би-би-си. Про Кремль пишет и британский Telegraph: «Ведущий критик Путина застрелен за пределами Кремля». Британский Independent определяет близкую топографию места преступления: «Борис Немцов застрелен: убит недалеко от Кремля». Германский бульварный Das Bild схожим образом озаглавил свой материал: «Убийство недалеко от Кремля». Если Кремль не упоминается, то речь в новостных заголовках просто идет о российской столице — Москве. «Борис Немцов убит в центре Москвы», — написал «Голос Америки».

«Тень Кремля» нависает над убийством Немцова. «Выстрел в спину в тени Кремля: российский лидер оппозиции Борис Немцов убит накануне крупного антипутинского протеста», — такой заголовок дал британский ресурс Mail Online. «Критик Путина застрелен в тени Кремля» — это заголовок из Times. К смерти российского оппозиционера причастна российская власть — указывает подобная метафора заголовков западных СМИ. Борис Немцов убит подло. Поэтому в заголовках часто варьируется упоминание выстрелов в спину.

Впрочем, метафоры и не требуются, когда в заголовках с убийством «российского оппозиционера» прямо связывают имя российского президента. «Я боюсь, что Путин убьет меня» — говорил русский политик перед тем, как был застрелен в Москве" — это заголовок из британского Daily Express. Британский Independent написал в заголовке: «Борис Немцов: „Я боюсь, что Путин убьет меня“, — сказал политик за недели перед тем, как был застрелен». «Борис Немцов. Он знал, что скоро умрет», — такой заголовок одному своему материалу дало германское издание Die Zeit. Другой заголовок этого издания был более пространный и откровенный: «Похищенный, расстрелянный, отравленный. Смерть Бориса Немцова является последним случаем в длинной серии убийств оппонентов Кремля. Все они критиковали президента Владимира Путина за его политику».

Заголовки в западных СМИ определяют последствия события для России и мира. «Убийство противника Кремля Бориса Немцова потрясло весь мир» — это из германского Stern. «Убийство критика Путина Бориса Немцова. День скорби» — это из германского Süddetsche.de.

Реакция США и Европы. «Голос Америки» написал: «Барак Обама осудил убийство Бориса Немцова». Германский информационный ресурс Deutsche Welle: «На Западе потрясены убийством Бориса Немцова» и «Ангела Меркель потрясена убийством Бориса Немцова». Информационный ресурс Евросоюза EUObserever отреагировал на смерть Немцова: «Председатель ЕС Латвия призывает задать „вопросы“ об убийстве Немцова».

Более патетичны заголовки западных СМИ относительно судьбы России в свете случившегося преступления. Frankfurter Allgemeine написало: «Борис Немцов застрелен. Россия в шоке». Германский Spiegel-Online: "Убийство противника Путина Немцова. «Война пришла к нам». Германское издание Die Zeit написало: «Борис Немцов. Новая тень падает на Россию». Ему вторит германский Berliner Zeitung: «Смерть Бориса Немцова. Питательная среда для террора Путина». На подобное развитие событий намекает и французский информационный ресурс RFI: «Убийство Бориса Немцова: в России наступают мрачные времена».

В целом можно констатировать, что западные СМИ довольно единодушны в оценке случившегося. Они в подавляющем большинстве случаев в убийстве Немцова винят российскую государственную власть и лично президента Путина. В целом персонализация происходящего, характерная для информационной войны Запада против России, вполне проявившая себя в случае с событиями на Украине, теперь уверенно развита в западных СМИ в теме убийства «российского оппозиционера» Бориса Немцова.