Развитие событий на Ближнем Востоке и Украине отчетливо показало, что задача поддержания мира, региональной стабильности и безопасности сегодня, без преувеличения, становится критически важной в международных отношениях. Один из наибольших потенциальных вызовов безопасности России исходит с южного фланга СНГ, где существует потенциальная угроза дестабилизации Афганистана. В этом свете налаживание российско-пакистанских отношений, достигнутые в конце прошлого года успехи в двустороннем политическом и экономическом диалоге становятся хорошим фундаментом для укрепления региональной безопасности в Евразии.

В ноябре 2014 года министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу совершил официальный визит в Исламабад. Примечательно, что это была первая поездка главы российского оборонного ведомства в Пакистан за всю новейшую российскую историю. Предыдущий визит был совершен в далеком 1969 году министром обороны СССР Андреем Гречко.

Визит, который пакистанский коллега Сергея Шойгу Асиф Мухаммад Хаваджи назвал эпохальным и историческим, закончился подписанием соглашения о сотрудничестве Москвы и Исламабада в военной сфере. Россия и Пакистан значительно усилят взаимодействие в области противодействия терроризму и угрозам региональной безопасности, скоординируют свое участие в миротворческих операциях, наладят сотрудничество в области подготовки военных специалистов, обмена информацией и целом ряде других важных направлений. Благоприятным фоном для заключения соглашения стала появившаяся незадолго до этого информация о том, что, наконец, «политическое одобрение» высшего российского руководства получила долгожданная сделка по передаче пакистанской стороне партии российских боевых вертолетов МИ-35. Информацию об этом распространил посол Российской Федерации в Пакистане Алексей Дедов. Факт того, что Москва готова поставлять военную технику Пакистану, который находится в весьма непростых отношениях с Индией, нашим традиционным политическим и экономическим партнером, является действительно знаковым событием.

Активизация российско-пакистанских отношений началась еще в первой половине минувшего года. В апреле и июне 2014 года в Москве последовательно побывали главы обеих палат парламента Пакистана — Сената и Национальной Ассамблеи, в июне — советник премьер-министра по национальной безопасности и внешней политике Пакистана Сартадж Азиз. Обе стороны диалога изъявили желание наращивать сотрудничество во всех сферах двусторонних отношений. В том же месяце Исламабад разместил заказ на партию российских боевых вертолетов МИ-35, однако окончательный ответ российская сторона дала только в конце года.

Сделка по покупке Пакистаном российских боевых летательных машин была анонсирована Исламабадом еще в 2009 году. Однако ее заключение тормозил «индийский фактор», а именно: особый характер российско-индийского сотрудничества в военной сфере. Именно Нью-Дели сегодня является крупнейшим покупателем новейших образцов российского вооружения. Однако в последние годы руководство Индии, официально заявляя об особом, первостепенном характере сотрудничества с нашей страной в сфере производства и закупки вооружений, все-таки расширило круг поставщиков боевого оружия и техники, включив в него производителей из США, Франции, Израиля и других западных стран. В Москве не могли этого не заметить.

Небольшой на фоне соседней Индии 180-миллионный Пакистан традиционно находился и пока еще продолжает оставаться в тени российско-индийских политических, экономических и гуманитарных отношений. И тому, безусловно, есть объективные причины. Индия на протяжении всего советского периода была последовательным союзником Москвы, а сегодня, как уже было сказано выше, остается крупнейшим покупателем российского оружия. Пакистан, геополитический антагонист Нью-Дели, в период холодной войны, напротив, ориентировался на США и быстрыми темпами наращивал военно-политическое сотрудничество с Вашингтоном. Своего апогея разнонаправленная внешнеполитическая ориентация двух азиатских государств достигла в 1980-е годы, в период вооруженного конфликта в Афганистане, когда Пакистан превратился в плацдарм для борьбы афганских моджахедов с присутствием советских войск в Афганистане.

Однако международная ситуация с тех пор значительно изменилась: Вашингтон минимизировал политическую и военную поддержку Исламабада, Индия существенно сблизилась с США на базе торгово-экономического сотрудничества и заинтересованности в сдерживании мощи соседнего Китая, влияние России в регионе уменьшилось. Новая активизация российской внешней политики в Южной Азии началась в 2000-е годы. Традиционным партнером России в регионе по-прежнему остается Индия, однако Москва развивает отношения и с другими государствами региона, в частности с Пакистаном, который в 2005 году получил статус государства-наблюдателя в ШОС.

Главное пересечение интересов Москвы и Исламабада находится в сфере поддержания стабильности и безопасности в центральной Евразии. Пакистан рассматривает присутствие России и Китая в сопредельном региональном пространстве как ключевой фактор сохранения региональной стабильности. Следует отметить особый характер отношений Исламабада и Пекина. Пакистан, испытывающий неослабевающую и периодически усиливающуюся напряженность в отношениях с Индией, уже давно наладил продуктивные отношения с КНР в военно-политической сфере. Пекин активно поддерживает идею полноценного членства Исламабада в Шанхайской организации сотрудничества. Однако для Москвы всё же более желательным является вариант одновременного вступления Индии и Пакистана в ШОС во избежание дисбаланса как внутри организации, так и в международных отношениях на огромном евразийском пространстве.

Одной из ключевых точек соприкосновения интересов Москвы и Исламабада сегодня является крайняя заинтересованность обеих сторон в урегулировании ситуации в Афганистане. Очевидно, что новая дестабилизация этого государства создаст угрозу безопасности Центральной Азии и южным рубежам РФ. Не меньше от этого пострадает и соседствующий с Афганистаном Пакистан, связанный с ним тесными этническими и религиозными узами, а также имеющий практически неконтролируемые участки границы с Афганистаном в труднодоступных горных районах. «Россия является серьезной силой в регионе, и Пакистан не может игнорировать этого, — заявил министр обороны Пакистана Асиф Мухамад Хаваджи, комментируя журналистам авторитетного пакистанского издания The Dawnподписание соглашения о военном сотрудничестве с Москвой. — После ухода сил НАТО из Афганистана вопрос безопасности и внутренней стабильности будет главным внутренним вызовом для этой страны.. Пакистан желает российского содействия в установлении мира и порядка в Афганистане». Также министр обороны Пакистана подчеркнул, что налаживание и углубление контактов с Москвой — это проявление независимой от внешних сил политики Исламабада на международной арене.

Пакистан намерен усиливать связи с Россией не только в военно-политической сфере, но и в области экономики и торговли. Приоритет в развитии экономических связей с нашей страной отдается сотрудничеству в сфере энергетики и тяжелой промышленности, а также наращиванию двусторонней торговли.

Сегодня густонаселенный Пакистан испытывает острую потребность в доступной и дешевой энергии. Действующие энергетические мощности не в состоянии в полной мере обеспечить потребности страны, что сильно тормозит ее экономическое развитие. В этой связи отнюдь не случайно, что министр финансов Пакистана Исхак Мухаммад Дар, посещая Москву в ноябре прошлого года, встретился с руководством компании «Технопромэкспорт» (дочерняя структура госкорпорации «Ростех»), которая готова принять участие в грандиозном проекте по строительству в Пакистане новой гидроэлектростанции Diamer-Bhasha Dam. Объем инвестиционной программы составляет порядка 12 млрд долл. В свою очередь, российский банк ВТБ выразил готовность посодействовать осуществлению целого ряда энергетических проектов на территории Пакистана, выделив на эти цели миллиардный кредит.

Еще одним крупным проектом может стать дальнейшая модернизация гиганта стальной индустрии Пакистана — металлургического комбината Pakistan Steel Mills (PSM), построенного в 1980-е годы советскими специалистами. Глава экономического блока правительства Пакистана в ноябре 2014 года провел переговоры с руководством «Тяжпромэкспорта». Специалисты этой компании готовы осуществить модернизацию PSM. Российская сторона также сообщила о готовности оказать финансовое содействие осуществлению проекта по модернизации металлургического комбината.

Новая возможность для активизации экономического сотрудничества двух стран возникла в результате введенных Россией в прошлом году ограничений на экспорт продовольственной продукции из стран Евросоюза в качестве ответа на западные санкции. На российском рынке продовольствия образовалась свободная ниша, которую спешат занять производители из стран, не попавших под действие введенных ограничений. К таким государствам относится и Пакистан. В декабре прошлого года министр финансов Пакистана Исхак Мухаммад Дар поручил профильным ведомствам проработать вопрос об экспорте в Россию сельскохозяйственной продукции. Первыми шагами должны стать работа с потенциальными экспортерами и участие пакистанских производителей продовольственной продукции на Международной выставке продуктов питания в Москве в этом году. По словам министра финансов Пакистана, Российская Федерация ежегодно импортирует продовольствия на внушительную сумму 35 млрд долл. Значительная доля российского продовольственного импорта приходится на страны Евросоюза. В результате введенных Россией ответных санкций на импорт продовольствия образовалась незаполненная ниша объемом 16 млрд долл. «Безусловно, мы хотели бы получить долю на этом доступном рынке», — высказал свое пожелание Исхак Мухаммад Дар. Оценивая перспективы российско-пакистанского сотрудничества в целом, следует отметить их достаточно большой, но пока еще слабо реализованный потенциал. Помимо общих интересов в области поддержания безопасности и региональной стабильности в Центральной Евразии, у Москвы и Исламабада есть взаимные интересы в сфере экономики и торговли. Однако реализация этого потенциала потребует усилий и планомерной, целенаправленной работы российского и пакистанского руководства, а также активного участия бизнес-сообществ обеих стран.

Безусловно, отношения Москвы с Исламабадом должны выстраиваться с учетом интересов других внешнеполитических партнеров Российской Федерации, в частности Индии. Однако здесь важно подчеркнуть, что на смену четкой и однозначной политической и экономической ориентации государств, разделения их на противоборствующие блоки, которое имело место в сравнительно недавнем прошлом, сегодня пришла более гибкая и многовекторная политика, направленная на максимально эффективную реализацию собственных политических и экономических интересов. Собственно говоря, именно такого подхода сегодня придерживаются в Нью-Дели.

Аналогичным образом начинает действовать и российское руководство, выстраивая внешнеполитические связи в Южной Азии. В преддверии своего визита в Индию в декабре прошлого года президент Владимир Путин дал интервью одному из ведущих печатных изданий этой страны. Отвечая на вполне ожидаемый от индийских журналистов вопрос о том, как повлияет продажа боевых вертолетов Пакистану на взаимоотношения Москвы и Нью-Дели, президент России отметил, что взаимодействие с Пакистаном в этом вопросе не направлено против Индии, да и вообще против какой-либо страны. «Сотрудничество России с Пакистаном в вопросе поддержания региональной стабильности и противодействия терроризму отвечает интересам как России, Пакистана, так и интересам самой Индии», — подчеркнул Владимир Путин.